Лечение игромании (игровой зависимости)
Содержание:
- Проблемы в семье и буллинг
- Что поможет зависимому человеку
- Почему больной не хочет лечиться
- Лечение в реабилитационном центре
- Причины развития зависимости от игр
- Вы не сможете просто ограничить время
- Как заставить лечиться зависимых от компьютерных игр
- Другие причины игровой зависимости
- Игры бросают нам вызов
- Симптомы игровой зависимости
- Работа с родственниками
- Симптомы и признаки игровой зависимости
- Польза видеоигр
Проблемы в семье и буллинг
Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.
В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.
Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.
В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.
Индустрия 4.0
Как защитить детей от кибербуллинга и незнакомцев в интернете
В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.
«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.
По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.
За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали , согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.
Что поможет зависимому человеку
Важно, чтобы лечение было начато своевременно. Эффективность мероприятий зависит от того, на какой стадии было обращение за помощью к специалисту
Лечение игровой зависимости у взрослых – сложная, но выполнимая задача. Его основой является психотерапевтическое воздействие, поскольку в отношении этой формы аддиктивного поведения многие другие способы терапии зависимости просто не могут быть применены ввиду отсутствия химических веществ в организме человека.
Основными принципами лечения выступают следующие:
- осознание собственного недуга. Патологическая тяга к игре – это болезнь, и человек должен понимать, что нездоров. В противном случае шансы замотивировать зависимого снижаются;
- желание получить стороннюю помощь. Понимание собственного заболевания – предпосылка к осознанию необходимости вмешательства специалиста;
- правильный настрой родственников и близких людей на борьбу с зависимостью.
Побороть зависимость от игр самостоятельно сложно: возникающие в головном мозге очаги возбуждения приводят к образованию биохимических реакций, поэтому человек просто не в состоянии совладать с собой. Комплексная психотерапия игровой зависимости – оптимальный вариант, поскольку такой подход позволяет выполнить детальную диагностику состояния, выяснить причины болезни и выбрать пути решения проблемы. Восстановление психического состояния – основа действенности принимаемых мер, поскольку игровая зависимость всегда является следствием психологических проблем.
Кодирование от игровой зависимости – один из возможных методов лечения, который широко применяется при этой форме аддиктивного поведения. В сущности, это разновидность психотерапии с элементами гипноза. Применение метода позволяет изменить образ мышления больного, внушить равнодушие к привычной деятельности, улучшить общее психологическое состояние и таким образом помочь справиться с зависимостью.
Почему больной не хочет лечиться
Отличная профилактика интернет-зависимости – привлечение к общественным занятиям, выполнению семейных обязанностей, регулярное совместное времяпровождение. Но, к сожалению, распознать проблему многим родителям удается на стадии, когда увлечение играми переросло в зависимость. Что ж, остается записаться на лечение. В данный период близкие люди часто сталкиваются с агрессией подростка, который не желает обращаться к врачам. Второй тип поведения – безразличие.
По какой причине так происходит, и почему зависимый от компьютерных игр не желает лечиться? Основная причина нежелания – отрицание. Человек не намерен проходить реабилитацию, поскольку не считает себя больным. Свое пристрастие он называет возможностью расслабиться, отдохнуть, получить позитивные эмоции. Игра помогает забыть о проблемах в школе, со знакомыми. По-сути, так свое поведение объясняет и наркоман, и алкоголик. Чтобы помочь подростку понять проблему, нужно организовать интервенцию. Помните, что отрицание – главная преграда на пути к выздоровлению.
Особенно развито отрицание у взрослых. Они уверенны, что их увлечение безобидно. Что оно не имеет ничего общего с наркоманией, алкоголизмом. Так же будет оправдываться человек, который пьет, или наркоман, принимающий легкие психотропные вещества. Но, как показывает практика, компьютерная зависимость – настолько серьезный недуг, что способна разрушить даже благополучную семью.
Еще одна причина отказа от лечения – завышенная опека родителей. Близкие создают для подростка благоприятную среду, где он не несет ответственности за свое поведение. Ему удобно отдыхать, понимая, что есть люди, на которых можно переложить обязанности. Родители должны расписать день подростка таким образом, чтобы у него не оставалось времени на уход в виртуальный мир.
Когда среда становится неблагоприятной для увлечения играми, возможно несколько исходов. Подросток увлечется новыми обязанностями, занятиями и отодвинет игры на задний план либо начнет упорствовать, еще больше усугубляя свое положение. В этот период родителям нельзя отступать. Недопустимо спонсировать ребенка, который имеет зависимость от компьютерных игр. Никаких денег на автоматы, личные расходы. Можно предложить подростку вариант заработать деньги, но при этом контролировать траты.
Страх – еще одна причина, почему дети не хотят лечиться в реабилитационном центре. Найдите возможность объяснить подростку, что понимаете его чувства, страхи, но он должен посетить врача. Расскажите, что зависимость – психическое заболевание.
Итак, если вы хотите положительных сдвигов, нужно побороть три проблемы: отрицание, лень, страх.
Последняя проблема – давление знакомых
Очень важно, с кем общается ребенок. Чтобы он имел правильный круг друзей, родителям следует принимать активную роль в жизни подростка
Лечение в реабилитационном центре
В центре «Версио» разработаны программы, как лечить компьютерную зависимость у подростков и взрослых. Они менее сложны, чем те, которые проходят наркоманы либо алкоголики. Во-первых, при зависимости от компьютерных игр, как правило, нет сбоев в работе организма. Человек не нуждается в помощи обычного терапевта, в детоксикации. Главная фигура в лечении – психолог. В работу включаются мастера йоги, арт-терапевты. Йога позволяет пациентам познать себя, научиться работать с подсознанием и тренирует силу воли. Она дарит позитивные эмоции, расслабляет, активизирует скрытые резервы.
Для самопознания, с чем испытывают трудности зависимые люди, весьма эффективна арт-терапия. Она учит больных не обманываться, открываться перед собой, а также другими. Благодаря занятиям взрослые и подростки начинают видеть путь к саморазвитию. После лечения человек готов нести личную ответственность, меняться, становится лучше.
Арт-терапия также способна: повысить собственную самооценку, наладить понимание с окружающими, достичь гармонии с собой.
Причины развития зависимости от игр
Главная причина, по которой возникает компьютерная зависимость, носит социальный характер. Дети могут брать пример с родителей, особенно отца, который тоже увлекается играми
Потому так важно демонстрировать ребенку положительный пример. Помните, подростки учатся не на наших словах, а на наших действиях
Компьютерная игровая зависимость обычно развивается в семьях, где родители мало времени проводят с детьми. Подростки ищут, чем заменить здоровое общение, и находят отраду в играх.
На формировании негативной привычки также сказывается окружение подростка. Чтобы наладить отношение со сверстниками, он подражает одноклассникам, друзьям, которые много времени проводят за монитором, планшетом или телефоном. Быть в курсе новых игр – значит быть своим. Родители, заметившие назревающую проблему, могут отвлечь ребенка от компьютера, предложив интересное для всех семейное времяпровождение (поход, настольные игры, футбол, разгадывание шарад). Справиться с проблемой легче, когда она только назрела. Поэтому не откладывайте поиски выхода из ситуации на потом.
Желание играть повышенно у детей, которые не знают, чем заняться. Стоит предложить подростку записаться в кружок авиамоделирования, сходить на пробный урок карате или заняться современными танцами, игрой на гитаре. Возможный вариант – это изучение компьютерных технологий. Подросток узнает, как делать несложные программы, что нужно выучить для создания игр. Чем хорош последний вариант – ваш ребенок будет заниматься любимым делом, при этом станет проводить время за компьютером с пользой.
Если проблема сложная, и у подростка развилась стойкая и болезненная психологическая зависимость, как от химических веществ, обязательно обращайтесь в реабилитационный центр «Версио». Специалисты помогут зависимому осознать свою проблему, найдут причины ее возникновения. Пациент научится нести ответственность за желания и сможет давать им оценку. Врачи продемонстрируют, что интернет-зависимость – это не единственный источник счастья, спокойствия и эйфории, что достигать этих чувств можно альтернативными путями.
Вы не сможете просто ограничить время
Что приводит нас к первому и самому важному куску пазла, из которого складывается освобождение от игры: вы должны твердо решить не играть в видеоигры. . Вы не сможете ограничить свое время в игре
Не сможете использовать игры в качестве награды за что-то. Вы должны бросить раз и навсегда, на 110%. Вы должны внутренне принять это решение. Вы должны твердо решить больше никогда не прикасаться к каким-либо видеоиграм (компьютер, телефон, приставка). И я имею в виду не те решения, которые вы принимали против своей воли и относились к ним несерьезно. Я имею в виду, что вы должны решить и пообещать это себе по-настоящему
Вы не сможете ограничить свое время в игре. Не сможете использовать игры в качестве награды за что-то. Вы должны бросить раз и навсегда, на 110%. Вы должны внутренне принять это решение. Вы должны твердо решить больше никогда не прикасаться к каким-либо видеоиграм (компьютер, телефон, приставка). И я имею в виду не те решения, которые вы принимали против своей воли и относились к ним несерьезно. Я имею в виду, что вы должны решить и пообещать это себе по-настоящему.
Если этого не сделать, то вы снова и снова будете возвращаться к своей привычке, теряя день за днем в какой-нибудь тупой игре и находя себе тысячу разных оправданий.
Я понял это в сентябре 2009-го, когда я снова начал играть.
Я только что переехал в Викторию. Я переехал, чтобы сменить обстановку и получить новые впечатления. Это было также и испытание для самого себя – смогу ли я переехать в другой город и завести новых друзей. По крайней мере так я себе тогда сказал. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что главная причина переезда – это желание сбежать от той жизни, которую я вел. Я переехал в дом к двум соседям, которых я знал не очень хорошо.
Через день или два после переезда мой сосед Бен и я стали обсуждать наше прошлое увлечение видеоиграми, в частности «Старкрафтом». Я упомянул, что относился к игре очень серьезно и был сильным игроком. Он пошутил, что надо бы снова купить «Старкрафт», чтобы мы с ним могли сыграть. Я сказал ему не делать этого, потому что больше не играю ни в какие игры.
Позже тем же вечером я работал за компьютером, когда Бен вернулся домой и поставил передо мной коробку с игрой. Он пошел и купил «Старкрафт»! Он думал, что это забавно. Внешне я смеялся, но внутри меня все кипело. Я знал, что это кончится плохо.
Я сдался и сыграл с ним несколько дуэлей, в которых он меня полностью разгромил.Приняв свое поражение, я решил во что бы то ни стало добиться того, чтобы побеждать его во всех последующих матчах, которые мы будем проводить. Без читерства, естественно.
Следующие 5 месяцев я играл в «Старкрафт» по 12-16 часов в день. Я проводил все время, изучая стратегию, смотря повторы и играя настолько много, насколько я физически мог. Я практически ничего не делал кроме этого. Я стремительно улучшал свой навык, но и Бен также играл все больше и больше. В конце концов наши матчи обрели высочайший накал и проходили очень напряженно. Почему я снова стал относиться к «Старкрафту» так серьезно?
Как заставить лечиться зависимых от компьютерных игр
Как лечить компьютерную зависимость, знают специалисты центра «Версио». К специалистам стоит обратиться людям, страдающим от любого вида психических расстройств в семье. Но как заставить лечиться зависимого? Нужна интервенция! Суть интервенции в грамотном разговоре. Он не должен строиться на агрессии, обвинениях, поощрении, шантаже
Больному нужно объяснить, как себя чувствуют его родные, почему важно начать лечение на этом этапе. Говорить следует спокойно, аргументированно подавая информацию, не давить на психику, стараться успокоить
Не всем людям удается правильно выстроить разговор. Поэтому для проведения интервенции привлекаются психологи. Специалисту нужна информация о причинах развития недуга и о том, как давно возникла зависимость, каким образом больной реагирует на замечания. После этого разрабатывается план действия. Каждому члену семьи, специалисту отводят роль. Беседу нужно вести в комфортной обстановке. Встреча организовывается на территории пациента.
Подростку, взрослому рассказывают о духовной сфере зависимости – утрате духовности, семейных ценностей, чувствах апатии, пустоты. Спокойно высказанные просьбы, а также разумные доводы, подкрепленные статистикой, помогают зависимому человеку осознать проблему.
Другие причины игровой зависимости
Особые переживания от компьютерной игры получают носители зрительного вектора. Это эмоциональные, впечатлительные люди, способные ярко и глубоко проживать различные чувства. Реализованные обладатели таких свойств — прекрасные актеры, способные перевоплощаться и буквально проживать через себя образ и переживания любого персонажа. Когда такой реализации не хватает — в игре они находят возможность побыть эльфийской принцессой, бесстрашным воителем или всемогущей феей, реализовать любой выдуманный образ. Бывает, что в жизни такой человек страдает от стеснительности. А в игре, где тебя никто не видит и не знает, можно быть уверенным и дерзким, сильным и ярким.
Их особо чувствительное зрение воспринимает множество оттенков света и цвета. Такой человек способен стать прекрасным дизайнером, художником, видеоинженером. Но когда в реализации есть недобор — возникает желание к постоянной смене картинки в игре. К тому, чтобы наслаждаться образами, которые уже создал кто-то другой. Загадочный, сумеречный лес… волшебные феи и жуткие орки, кряжистые гномы и эльфы-менестрели… Для эмоционального зрительника — это еще и повод пощекотать нервы, испытать яркие эмоции, которых не хватает в реальности.
Особенно устойчивой бывает компьютерная зависимость у носителей анального вектора. Они природные домоседы, склонные проводить досуг сидя на диване или в кресле. С появлением компьютеров — отдых у экрана монитора становится частью и их жизни. Психика таких людей склонна к формированию ритуалов, привычек. И избавиться потом от них не так-то просто.
Зависимость от онлайн игр возникает у таких людей в случае, когда они испытывают длительные социальные или сексуальные фрустрации, нехватки. Накопленную агрессию и неприязнь можно сбросить в «стрелялке». Там же среди боевых товарищей можно получить уважение и почет за заслуги — когда в реальной жизни этого так не хватает.
Сегодня зависимость от компьютерных игр встречается массово у подростков. Дети не хотят учиться, не стремятся стать космонавтами, исследователями, инженерами или учеными. Вместо этого они хотят «фан», развлечения, игры. Почему?
Глобальная причина в том, что в качестве наглядной демонстрации взрослой жизни дети наблюдают нас, взрослых. Унылых и еле плетущихся домой после работы. Безрадостных и вялых, способных только на отдых у «ящика». Бессознательно ребенок через нас ощущает взрослую жизнь как непосильную каторгу. А потому вовсе не стремится реализовать свои таланты конструктивно на благо общества в полезной деятельности.
Тренинг Юрия Бурлана помогает человеку с любыми свойствами психики раскрыть свои уникальные таланты, раскрыть небывалую внутреннюю энергию и желание жить, творить, созидать. Приносить благо обществу и получать счастье для себя. Это кардинально меняет судьбы взрослых и будущее наших детей. За 12 занятий в формате вебинара, находясь в любой точке планеты, вы сможете изменить свою жизнь раз и навсегда. Присоединяйтесь к бесплатному тренингу, который проходит онлайн.
Игры бросают нам вызов
Вторая и третья часть пазла идеально объясняют случившееся: игры бросают вам вызов.
Преодоление испытаний может сильно мотивировать некоторых людей. Сложность игры – это одна из причин, по которой вы стали зависимы.
Игры также дают вам способ ощущать постоянное измеряемое развитие.
Посмотрите на две самых аддиктивных на сегодняшний день игры: World of Warcraft и Modern Warfare 2. В обеих играх вы получаете новые уровни (постоянное измеряемое развитие). Тут и без матана понятно, что развитие персонажа может быть крайне аддиктивной частью игры.
Примерно через 5 месяцев непрерывной игры в Starcraft я переехал обратно в родной город. Когда я вернулся, мне все равно нечем было особо заняться, кроме работы и вечеринок (что было мне тогда не особо интересно). Ну и я начал играть в Modern Warfare 2. Это продолжалось несколько месяцев, прежде чем я снова бросил играть и с тех пор (март 2010-го) я к видеоиграм не прикасался.
Фото: unsplash.com
И я сильно сомневаюсь, что когда-либо прикоснусь.
И вот последний кусок пазла. Все предыдущие элементы, о которых я говорил, тоже важны и могут причинить серьезный ущерб. Но именно этот фрагмент является ключевым: все хорошие игры социальны.
Социальная сторона игры – это именно то, что по-настоящему вас затягивает. Вот почему однопользовательская игра занимает только на какое-то время. В конце концов вам становится скучно, и вы начинаете заниматься чем-то другим. А надолго вас удерживают именно те игры, в которых есть живые игроки.
World of Warcraft и Modern Warfare сделали социальное взаимодействие между игроками важной частью геймплея, и поэтому в них играют миллионы людей во всем мире, причем играют годами. У вас больше нет повода выходить на улицу и общаться с людьми, если вы можете просто зайти в игру, которая приносит массу веселья, позволяет отвлечься от реальности, позволяет чувствовать постоянное и измеримое совершенствование и каждый раз бросает вызов вашим способностям
Если при этом вы еще и взаимодействуете с живыми людьми, то идея остаться дома в пятницу вечером выглядит не так уж и плохо, правда?
У вас больше нет повода выходить на улицу и общаться с людьми, если вы можете просто зайти в игру, которая приносит массу веселья, позволяет отвлечься от реальности, позволяет чувствовать постоянное и измеримое совершенствование и каждый раз бросает вызов вашим способностям. Если при этом вы еще и взаимодействуете с живыми людьми, то идея остаться дома в пятницу вечером выглядит не так уж и плохо, правда?
Резюмируя, вот четыре области вашей жизни, которые заполняются игрой (или, по-другому, 4 потребности, которые удовлетворяют игры):
- Побег от реальности: игры дают возможность переключиться на что-то другое, когда вы испытываете стресс и проблемы в реальной жизни.
- Развитие: игра постоянно дает вам обратную связь и показывает, что вы становитесь лучше. Развитие можно измерить по объективной шкале, за развитие вы получаете мгновенную награду.
- Вызов: игра дает вам структурированный метод, с помощью которого вы можете поставить себе цель, жизнь приобретает смысл. Достижение цели требует от вас усилий.
- Социализация: игра дает вам ощущение участия в общественной жизни. Большинство из ваших друзей (если не все) тоже играет.
Симптомы игровой зависимости
Психологические:
- надежда на обогащение, достижение определенных высот;
- уверенность в том, что ситуация не вышла из-под контроля;
- невозможность остановиться даже после нескольких неудач;
- постоянные мысли об игре, планирование ставок;
- мощный эмоциональный подъем, эйфория;
- раздражение и агрессия в случаях, когда необходимо остановиться;
- рост потребности играть в стрессовых ситуациях;
- попытки отыграться или компенсировать неудачи;
- ложь близким людям о времени, проведенном за игрой, и объеме потраченных средств;
- частые перепады настроения.
Физиологические:
- изменение показателей артериального давления, частоты сердечных сокращений в процессе игры;
- очаги возбуждения в головном мозге;
- нарушения сна;
- отсутствие аппетита.
Личностные:
- утрата мотивации к другим видам социально полезной деятельности;
- снижение потребности в поддержании внутрисемейных отношений, желания строить карьеру или преуспевать в учебе;
- потеря социальной активности, сужение круга общения.
Работа с родственниками
Специалисты центра «Версио» также работают с родственниками человека, зависимого от компьютерных игр. Обычно близкие являются созависимыми и могут непреднамеренно усложнять процесс выздоровления. Узнать о созависимости вы можете на нашем сайте. Помните, что, отказываясь от помощи психолога, трудно будет справиться с комплексом жертвы, избавиться от желания контролировать неконтролируемое. Специалисты могут избавить от чувства вины, разрушительных переживаний, агрессии. Специалисты научат, как вести себя с человеком, который согласился пройти лечение.
Авторы: Елена Жукова
Категории: Материалы, О болезни, Методики, Родственникам, Блог
Симптомы и признаки игровой зависимости
Симптомы игромании можно разделить на несколько категорий: физические, поведенческие и психологические
Обратите внимание на нижеприведенные симптомы, основанных на ряде исследований по склонности к компьютерной зависимости у подростков, детей, мужчин и женщин. (Много полезной информации также находится в статье об интернет зависимости у подростков и детей, которую советуем вам прочитать)
Психологические признаки зависимости игромании
- Снижение интереса к успеваемости в школе или успехам на работе.
- Чувство гнева и разочарования из-за отсутствия допуска к видеоиграм.
- Чувство депрессии или беспокойства из-за невозможности играть, (особенно в течение длительного периода).
- Постоянные мысли о следующем игровом сеансе, когда он не в сети.
- Непреодолимое желание как можно быстрее приступить к игре, своего рода наркотическая тяга.
- Испытывает чувство спокойствия и даже эйфории во время процесса игры.
- Потеря интереса к прежнему роду занятий, хобби, увлечений.
- Несогласие с тем, что игры вызывают зависимость и явное преуменьшение фактов влияния игромании на собственное психическое здоровье. Обычно сопровождается отговоркой: («Это не так плохо, как алкогольная или наркотическая зависимость»).
- Оправдание чрезмерного поглощения играми: («Другие играют больше, чем я»).
- Чрезмерное разочарование или беспокойство, когда «сервер не работает».
- Искаженное восприятие времени (например, не замечает, что вместо часа за игрой провел пять часов).
- Чувство вины, когда не может присоединиться к командной игре.
- Сложно удержаться от видеоигр более чем на несколько дней.
- Сожаление от того, что мало времени провел за игрой, даже если его было потрачено гораздо больше, чем предполагалось изначально.
В этой статье вы можете узнать, как успешно избавиться от компьютерной или интернет зависимости?
Физические признаки игромании
- Проблемы со сном, значительное изменение качества и продолжительности сна.
- Покрасневшие глаза.
- Снижение личной гигиены.
- Нерегулярное питание, ухудшение пищевых привычек. Например, отказывается от еды и только иногда в течение суток чем-то быстрым перекусывает.
- Головные боли.
- Боли в пальцах, шее и спине.
- Плохое физическое здоровье, а также увеличение веса.
- Туннельный синдром запястного канала.
Поведенческие симптомы игровой компьютерной зависимости
- Снижение академической успеваемости.
- Домашние задания и учеба делаются впопыхах и абы как.
- Снижение производительности труда.
- Агрессивное поведение, гнев и ярость к тем, кто препятствует или пытается ограничить доступ к видеоиграм. (Как научиться сдерживать свой гнев и агрессию, вы можете узнать, прочитав статью).
- Пренебрежение важными обязанностями в пользу видеоигр.
- С каждым разом тратится больше времени на компьютерные игры.
- Играет при первой доступной возможности (например, сразу по возвращении из школы или работы).
- Неспособность оторваться или прервать игру, даже если хочется это сделать (обычная отговорка «еще немного, пять минут и выключу»).
- Играет далеко за полночь или встает очень рано, чтобы продолжить игру.
- Пищу принимает, не отрываясь от игры, или вообще от нее отказывается. Готов удовлетворяться мелкими перекусами малополезной пищей, только бы не отрываться от игры.
- Злоупотребление психостимуляторами или кофе, чтобы взбодриться для продолжения игры.
- Когда не играет, то обсуждает видеоигры на онлайн-форумах.
- Готовность тратить значительные суммы денег на новые игры, пакеты расширения и обновления компьютеров, лишь бы они «тянули» новые игрушки.
- Отказ от приглашений сходить в гости или принять их ради продолжения игры.
- С каждым разом все меньше времени проводится с друзьями или семьей.
- Потеря друзей, но увеличение числа друзей из виртуального мира.
- Проблемы с браком / взаимоотношениями, возникающие в результате чрезмерного увлечения играми.
- Снижение интереса к исполнению супружеских обязанностей, сексу.
Польза видеоигр
Исследователи, которые отрицают связь между играми и повышением агрессии, находят полезные стороны такого досуга. Например, авторы книги Grand Theft Childhood Лоуренс Катнер и Шерил К. Олсон пишут, что игры — в том числе и с насилием — помогают детям быть более креативными и положительно влияют на их социальные навыки и эмоциональное развитие. Кроме того, с помощью игр подростки справляются со стрессом и дают выход ярости.
«Сосредоточившись на такой простой, но малозначимой цели, как жестокость в компьютерных играх, родители и политики игнорируют более важные и уже известные причины насилия, включая социальные, поведенческие, экономические, биологические и психические факторы», — заключают авторы книги.
Индустрия 4.0
В США видеоигра стала официальным средством лечения СДВГ у детей
В 2015 году Pew Research Centre провели опрос среди подростков, которые увлекаются видеоиграми. Дети признали, что такое времяпровождение помогает им проводить время с друзьями и заводить новых. 36% респондентов заявили, что познакомились с новыми приятелями благодаря играм. Также 89% подростков играют вместе с друзьями.
Социализирующая функция игр особенно ярко проявила себя во время локдауна, который переживали разные страны в 2020 и 2021 годах из-за пандемии коронавируса. Благодаря интернету дети и подростки могли проводить время со своими сверстниками хотя бы в онлайн-играх. Такой досуг заменил им спортивные кружки, парки и детские площадки. Видеоигры дают игрокам возможность разработать методы разрешения конфликтов, научиться взаимодействовать с друзьями и испытать разные эмоции.
Кроме того, исследователи считают, что игры с элементами насилия не только не провоцируют преступления в реальности, но и снижают их, так как дают разрядку. Например, в исследовании Скотта Каннингема, Бенджамина Энгельштеттера и Майкла Р. Уорда говорится о связи между популярностью интерактивных развлечений и снижением уровня уличной преступности среди молодежи. Ученые пришли к выводу, у геймеров падает интерес к вандализму, грабежу и разбою.
В 2014 году Патрик Марки вместе с женой Шарлотт Марки опубликовали исследование, в котором установили связь между снижением числа преступлений и релизом новых игр таких серий, как Grand Theft Auto и Call of Duty.
Игры позитивно сказываются и на стрессоустойчивости. В исследовании Фергюсона The Hitman Study студентам досталась сложная задача, после которой у них проверили уровень агрессивности. Оказалось, что испытуемые, предпочитающие жестокие видеоигры, чувствовали себя менее подавленными и недовольными, чем студенты, которые не увлекались такими играми.
В другой работе Фергюсона Call of (civic) duty, которую он провел вместе с Адольфо Гарцем, говорится, что люди, предпочитающие игры, которые можно проходить с кем-то еще, проявляют альтруистическое поведение в реальной жизни.
В разных исследованиях есть свидетельства, что игры положительно влияют на эмпатию, просоциальные навыки, отзывчивость, самоконтроль и даже гражданскую активность.
Ко всему прочему, социологи фиксируют снижение уровня насилия по всему миру. Вместе с этим, поколение Z менее толерантно к насилию, чем люди старше. Но подобные изменения происходят неравномерно по всему миру и едва ли заметны на короткой дистанции и с близкого расстояния. Также нельзя утверждать, что на это влияют компьютерные игры — проблематику стоит рассматривать в комплексе, — но возможно такое времяпровождение тоже вносит свой вклад в общую тенденцию.