Влияние компьютерных игр на человека

Содержание:

Введение

Игра
является незаменимым спутником человеческого развития. На уровне археологической
культуры игры выполняли чрезвычайно важные функции. Они служили для
социализации подрастающего поколения, для совместной подготовки к охоте, для
образования. Но воспитательные и тренировочные функции не были основными в
древней игровой деятельности; основное поле игры — праздники, ритуалы,
примитивное искусство (танцы, музыка, мифы). Все эти мероприятия являются
археологическими и культурно-творческими и коммуникативными.

Нео-культура
освободила популярные массы, рабочие проводят досуг, а вместе с ней — высокий
спрос на развлечения, игры, зрелища. В XX веке развивалась индустрия досуга,
которая занимала все каналы и средства коммуникации: газетная и журнальная
торговля, театр и кино, радио и телевидение. Игровой характер этой индустрии
очевиден: она производит не материальные товары, а развлекательные предметы,
которые наполняют людей досугом.

Сегодня
темпы компьютеризации превосходят темпы всех других отраслей. Без компьютеров и
компьютерных сетей не может быть средних компаний, не говоря уже о крупных корпорациях.
Современные люди постоянно взаимодействуют с компьютерами — на работе, дома, в
машине и даже на самолетах. Компьютеры быстро вторгаются в человеческую жизнь и
занимают свое место в нашем сознании.

С
появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли
множество поклонников. Эти игры с детства сопровождают подрастающее поколение и
вызывают, с одной стороны, замедление и даже атрофию опорно-двигательного
аппарата и мышц, а с другой — стремительное развитие интеллекта, логического
мышления и воображения человека. Компьютерные игроки привыкают переходить из
одного виртуального мира в другой, быстро воспринимают необычные ситуации и
адаптируются к ним. В быстро меняющемся обществе XXI века развитая
интеллектуальная гибкость обеспечит адаптацию к новым, неожиданным реалиям.
Таким образом, компьютерные игры выполняют функцию социализации молодежи в
постиндустриальных обществах.

Разработка
и совершенствование игр тесно связано с развитием компьютерной поддержки и
технологий. Сейчас многие компоненты компьютеров разработаны, практически
специально для игр. Например, дорогие видеокарты, которые стоят до половины
стоимости удовлетворительного компьютера для офисной работы. Все игры
разрабатываются с учетом последних новинок компьютерных технологий, чтобы
сделать справедливость всем достижениям и приблизиться к реальности звука и
видения. По сей день существуют удивительно реалистичные игры с хорошей
графикой и звуковым дизайном, которые практически полностью имитируют жизнь.
Существует и всегда будет большое количество компаний, которые предлагают все
больше и больше игр самых разных видов.

Влияние игры на мозг

Ученый Джон Байерс проанализировал, как соотносится размер мозга c игровым поведением животных. Ему удалось совершить удивительное открытие: чем чаще животные играют, тем сильнее у них развит лобный отдел коры головного мозга.

Это значит, что во время игры совершенствуются когнитивные функции: способность планировать будущее, отличать существенное от неважного, осознавать и организовывать свои чувства и мысли

Кроме того, развиваются участки мозга, отвечающие за чувство музыкального ритма, обработку речи, внимание и многое другое. Таким образом, игра физически меняет наш мозг

И еще одна важная сторона игрового процесса: во время игры мы пробуем разнообразные вещи, примеряем на себя другие роли, не создавая для себя реальной угрозы. Ведь это всего лишь игра. Но она дает нам шанс многое испытать и протестировать самих себя. Эта своеобразная симуляция жизни позволяет вообразить условия и пережить ситуации, в которых мы раньше не оказывались. Прекрасный способ накопить опыт и научиться чему-то новому.

Как компьютерные игры влияют на здоровье?

Как ни странно, такое увлечение может оказывать не только негативный, но и положительный эффект. На данный момент проведено не мало исследований, подтверждающих это. И о них мы поговорим немного позднее.

Неблагоприятное действие видеоигр

Такое влияние игры могут оказывать из-за ряда причин, например, длительное нахождение человека в сидячем положении. Стоит ли говорить, что малоподвижный образ жизни приводит к увеличению массы тела и ожирению в последствии? При такой позе напрягаются мышцы шеи, головы и конечностей, повышается нагрузка на позвоночник, что увеличивает риск развития остеохондроза и сколиоза. Суставы кистей рук перегружаются, это способствует их изнашиванию и повреждению связок данной области. Из-за постоянного клацания по клавиатуре и мыши пальцы быстро устают, а в подушечках возможно появление парестезии – это расстройство чувствительности, при котором появляется онемение, покалывание, ползание мурашек.

Также компьютерные игры воздействуют на зрительный аппарат. Это проявляется ухудшением зрения. Это связано с тем, что мышцы глаз находятся в длительном сокращении, а для их нормальной работы необходимо и расслабление. Могут появиться слезотечение, двоение изображения и головная боль. К сожалению, улучшить зрение возможно только хирургическим путём, поэтому, чтобы не ходить всю жизнь в очках или линзах, рекомендуем к выполнению следующие упражнения. Их желательно выполнять после каждого часа усердной работы за компьютером. Это займёт всего 5 минут, но поможет сохранить зрительное здоровье.

Влияние видеоигр на психику

В одном из университетов США в Индианаполисе было проведено исследование на 44 подростках по поводу реакций в головном мозге, вызываемых компьютерными играми. В статье с опубликованными данными можно выделить то, что людям, которые играют в видеоигры с присутствием насилия, больше свойственны проблемы с концентрацией внимания и самообладанием. Они становятся менее восприимчивы к жестокости в реальности и на простые жизненные ситуации реагируют более агрессивно. И это проявляется всего лишь после 30 минут непрерывной игры. Для детей такое воздействие более опасно, так как их нервная система является ещё недоразвитой.

Интересно, что совместная игра с кем-либо уменьшает уровень агрессии. Регулярно проводящие в кооперативе игроки-союзники лучше справляются с совместными задачами в реальной жизни, а соперники делают это ещё быстрее. Это доказала группа студентов из университета штата Огайо в своём исследовании.

Однако существуют статьи и с другими результатами, которые утверждают, что взаимосвязи между играми с насилием и повышенной жестокостью нет. Поэтому тема остаётся дискуссионной и в настоящее время.

Можно ли умереть от переигрывания?

Ответ – да.

Видеоигры могут провоцировать приступы эпилепсии, а также вызывать изменение сердечного ритма у предрасположенных к этому людей. Но чаще всего смерть геймеров наступает из-за истощения, так как игроки забывают о приёмах пищи, физической активности, а самое главное – сне. А наш мозг нуждается в постоянном поступлении питательных веществ, процессах обмена и выведении отработавших продуктов. И вот несколько примеров в подтверждение этому:

  • В 2005 мужчина корейской национальности в возрасте 28 лет скончался после того, как непрерывно играл 50 часов в Starcraft.
  • В 2012 году 18-летний юноша из Тайвани умер после 40-часовой игры в Diablo 3.
  • В 2017 в США геймер скончался после 22 часов игры в World of Tanks на благотворительном марафоне.

Польза компьютерных игр

Видеоигры бывают разными, в том числе общеобразовательными и развивающими, что немаловажно для детей. Они способствуют развитию логики, координации движений, моторики, вниманию, усидчивости, а некоторые и вовсе помогают сформировать навыки коммуникации

Также игры влияют на процессы адаптации к новым условиям. Преодолевание препятствий развивает целеустремлённость и упорство.

Компьютерные игры могут улучшать цветовое зрение. Исследования, опубликованные в журнале Nature Neuroscience доказали, что у любителей динамичных видеоигр  увеличивается цветовой спектр и повышается способность различать оттенки серого на 43%. Также видеоигры повышают нейронную пластичность, которая является обязательным механизмом в процессе обучения, формировании памяти и когнитивных навыков, необходимых для нормального функционирования нервной системы.

Запретить и ограничить

Российские депутаты несколько раз предлагали законодательно бороться с видеоиграми. Поводами для таких предложений становились массовые убийства, которые организовывали подростки в школах. Например, в Москве в 2014 году, в Керчи в 2018 году и в Казани в 2021 году.

Ограничительные инициативы озвучивали и политики США. В 1993 году сенатор Джо Либерман и Херб Кол устроили серию слушаний в Конгрессе из-за игр Mortal Kombat и Night Trap, усмотрев в них излишнюю жестокость. После длительных разбирательств производителям компьютерных игр пришлось принять рейтинговую систему с возрастной маркировкой для продукции. Также компании стали предупреждать покупателей о сценах насилия и другого проблематичного контента в играх (например, употребление алкоголя или сцен секса).

С 1994 году за маркировку в играх отвечает негосударственная некоммерческая организация Entertainment Software Rating Board (ESRB). Перед выпуском игры на рынок создатели обязаны отправить в ESRB сценарий игры и описать эпизоды, в которых встречается насилие, секс, мат, употребление алкоголя и так далее. По итогам ESRB присваивает возрастной рейтинг.

Рейтинговая система ESRB

Либерман продолжил бороться с насилием в играх и дальше — в 1997 году он активно предлагал запретить игру Postal. Сенатор даже якобы назвал игру одной из трех худших вещей, которая существует в американском обществе. По его мнению, две другие — Мэрлин Мэнсон и реклама нижнего белья Calvin Klein. Postal исчезла из магазинов, но всё равно стала культовой. Во второй части игры, которая вышла в 2003 году, разработчики оставили «привет» Либерману — сенатор упоминается несколько раз, а на стене в одной из локаций можно заметить плакат «Либерман, бог видит твое вранье».

Еще одной игрой, которая вызвала большую волну критики чиновниками США, стала Doom. В 1999 году произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» в Колорадо. Два ученика старших классов — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — с помощью оружия и самодельных взрывных устройств убили 13 человек и ранили еще 20. Оба молодых человека увлекались игрой Doom и создавали для нее пользовательские уровни. Проверить связь между трагедиями с участием и подростков и содержанием сцен насилия просили в разные годы президенты США Билл Клинтон, Барак Обама и Дональд Трамп.

Как развивается зависимость от компьютерных игр?

Компьютерные игры — интересные. Они используют так называемые “игровые механики”, которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры — и это нас привлекает.

Почему компьютерные игры вызывают зависимость?

Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны — подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей

Зависимость от чего-либо — это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.

Чем опасна зависимость от видеоигр?

Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, — это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, — игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это — работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.

Как понять, что ребенок зависим от компьютера?

Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр, если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе — она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях — стоит задуматься.

Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть — размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.

Развивающие игры, основанные на принципе биологической обратной связи и нейробиоуправлении

Это истинная новация в мире медицины и образования. Через использование технологии биологической обратной связи человек может значительно развить свой потенциал. Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу».

Вначале определяется проблема или навык, который необходимо натренировать. Например, развить навык диафрагмального дыхания (полезно для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания (полезно для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению (полезно для быстро утомляемых и тревожных детей).

С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд, взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.

Программа диагностирует текущий статус навыка и автоматически задает цель немного улучшить его в течение 20-30 минутного тренинга.

Например, если ребенок дышит «правильно», то есть диафрагмой и в заданном темпе, то изображения и звуковое сопровождение мультика чистое, его приятно смотреть, а если нет, то ребенок видит аудиальные и визуальные помехи и инстинктивно пытается адаптировать свое дыхание под «нужный» режим. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма, который он потом в любое время может при необходимости «включить».

Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие — способность понять и выполнить инструкцию). Как и в случае обучающих игр, необходимо сопровождение подготовленного специалиста — врача или психолога.

Через установление с мозгом биологической обратной связи с помощью современного медицинского диагностического оборудования можно быстро и эффективно обучиться многому из того, чему учит йога и восточные созерцательные практики. Звучит как чудо, но эта современная технология подтверждена тысячами научных исследований и широко используется в Германии, США, Канаде и в России в медицинских, профилактических и образовательных целях.

Несколько слов о нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник»), связанный с незавершенным гештальтом.

Симптомы игровой зависимости

Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:

  • одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
  • частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
  • компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
  • наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.

К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.

Игра необходима для успешной работы

Чувство печали, перегрузки на работе, стресс… Трудно поверить, однако все это может быть связано с отсутствием игры. Нельзя относиться к работе слишком серьезно — это путь к унынию и провалу. Но потеря радости от работы не грозит тем, кто воспринимает рабочий процесс как игру.

Самые счастливые и успешные люди — те, кто по-настоящему увлечен своей работой, как ребенок игрой. Лучшие инженеры, ученые и повара в детстве любили собирать конструкторы, изучать окружающий мир и экспериментировать на кухне. Став взрослыми, они просто продолжают играть. Поэтому если работа не приносит вам такого же удовлетворения, как игра, то, возможно, пришло время поменять ее.

Кроме того, игра — источник новых идей. Креативность и способность придумывать что-то новое во многом зависят от того, сколько времени человек тратит на игру. Если мы перестаем играть, то наше поведение становится фиксированным. Нам неинтересны новые вещи. Мы перестаем получать удовольствие от мира вокруг и становимся менее изобретательными. Мозговой штурм и другие виды командной работы — это тоже игры, которыми не стоит пренебрегать на работе.

Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?

Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.

Аналоги настолок или обычных игр

Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит — в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.

Стрелялки

Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:

  • не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
  • ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.

Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать — это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.

Виртуальный мир

Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.

Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, — это не страшно

А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего — консультация психолога не помешает.

Бродилки

Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.

В чем причины увлеченности компьютерными играми?

Так какое все это имеет отношение к компьютерным играм? Самое что ни на есть прямое. Играя в какую-либо игру, человек принимает образ своего персонажа, вживается в этот образ. Тогда он может влиять на события игрового мира так, как ему заблагорассудится.

У человека появляется иллюзия власти, иллюзия, что силен именно он, а не его персонаж, которым он управляет с помощью мышки, клавиатуры, игровых приставок и т.п. И бывает этот человек в образе своего персонажа гораздо чаще, чем любой актер надевает эту маску. И влияет на других персонажей он гораздо чаще, чем любой манипулятор дергает за свои ниточки.

Человек, имея такое могущество в виртуальном мире, уже перестает нуждаться в мире физическом, в мире реальном, где зачастую этот человек не бывает столь могущественным, счастливым и успешным. И то время, которое этот игроман проводит в реальном мире, он пребывает в предвкушении возвращения в виртуальный мир.

Не всегда играть в компьютерные игры люди начинают от хорошей жизни. Часто игроками становятся несчастные, одинокие или просто слабые люди. Виртуальный мир дает им те возможности, которых их лишила природа или общество. В виртуальном мире слабые люди бьют все возможные рекорды, а социальные изгои ведут за собой целые нации. И таким образом повышают свою самооценку, самоутверждаются, достигают несбыточных в реальной жизни целей.

Играя в компьютерные игры, зачастую человек пытается уйти от проблем, которые преследуют его в жизни. И чем больше на человека давит окружающий мир, чем больше он не согласен со сложившимся статусом кво, тем глубже он уходит в мир виртуальный.

Поэтому, чтобы избавиться от влияния компьютерных игр на психику, необходимо сначала разобраться в том, что же побудило человека пристраститься к ним. Нужно помочь человеку разобраться в себе. И тогда он сможет стать более сильной личностью, и избавиться от навязчивого желания укрыться в виртуальном мире.

Последствия игровой зависимости:

  • снижается самооценка, нарушается самосознание человека, со временем он может ощущать себя не реальной личностью, а компьютерным персонажем;
  • люди, страдающие подобной аддикцией, привыкают к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьезных действий, волевых усилий, со временем в реальном мире они перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит деградация личности;
  • последствием зависимости  может быть нарушение семейной и социальной адаптации. Играющий все больше времени уделяет компьютеру, на этой почве возникают конфликты в семье. Со временем могут отворачиваться друзья, если они не разделяют увлечения компьютерной игрой;
  • все большая тяга к игре отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, когда нужно выполнить какое-то срочное дело. Безынициативность, стремление как можно скорее уйти с работы, халатное отношение к своим трудовым обязанностям неминуемо приводят к проблемам на работе и даже к увольнению;
  • для того чтобы играть в некоторые компьютерные игры, необходимо платить за разные услуги. Последствием зависимости от подобных игр могут стать долги. В надежде выиграть человек может одалживать существенные суммы денег, брать кредиты;
  • при длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. Ухудшение зрения, избыточный вес и нарушение работы желудочно-кишечного тракта вследствие недостаточной двигательной активности и нерегулярного питания, проблемы с позвоночником – эти и другие заболевания могут развиться на почве чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Возможно, вам будет интересно узнать о лечении компьютерной зависимости.

Польза видеоигр

Исследователи, которые отрицают связь между играми и повышением агрессии, находят полезные стороны такого досуга. Например, авторы книги Grand Theft Childhood Лоуренс Катнер и Шерил К. Олсон пишут, что игры — в том числе и с насилием — помогают детям быть более креативными и положительно влияют на их социальные навыки и эмоциональное развитие. Кроме того, с помощью игр подростки справляются со стрессом и дают выход ярости.

«Сосредоточившись на такой простой, но малозначимой цели, как жестокость в компьютерных играх, родители и политики игнорируют более важные и уже известные причины насилия, включая социальные, поведенческие, экономические, биологические и психические факторы», — заключают авторы книги.

Индустрия 4.0

В США видеоигра стала официальным средством лечения СДВГ у детей

В 2015 году Pew Research Centre провели опрос среди подростков, которые увлекаются видеоиграми. Дети признали, что такое времяпровождение помогает им проводить время с друзьями и заводить новых. 36% респондентов заявили, что познакомились с новыми приятелями благодаря играм. Также 89% подростков играют вместе с друзьями.

Социализирующая функция игр особенно ярко проявила себя во время локдауна, который переживали разные страны в 2020 и 2021 годах из-за пандемии коронавируса. Благодаря интернету дети и подростки могли проводить время со своими сверстниками хотя бы в онлайн-играх. Такой досуг заменил им спортивные кружки, парки и детские площадки. Видеоигры дают игрокам возможность разработать методы разрешения конфликтов, научиться взаимодействовать с друзьями и испытать разные эмоции.

Кроме того, исследователи считают, что игры с элементами насилия не только не провоцируют преступления в реальности, но и снижают их, так как дают разрядку. Например, в исследовании Скотта Каннингема, Бенджамина Энгельштеттера и Майкла Р. Уорда говорится о связи между популярностью интерактивных развлечений и снижением уровня уличной преступности среди молодежи. Ученые пришли к выводу, у геймеров падает интерес к вандализму, грабежу и разбою.

В 2014 году Патрик Марки вместе с женой Шарлотт Марки опубликовали исследование, в котором установили связь между снижением числа преступлений и релизом новых игр таких серий, как Grand Theft Auto и Call of Duty.

Игры позитивно сказываются и на стрессоустойчивости. В исследовании Фергюсона The Hitman Study студентам досталась сложная задача, после которой у них проверили уровень агрессивности. Оказалось, что испытуемые, предпочитающие жестокие видеоигры, чувствовали себя менее подавленными и недовольными, чем студенты, которые не увлекались такими играми.

В другой работе Фергюсона Call of (civic) duty, которую он провел вместе с Адольфо Гарцем, говорится, что люди, предпочитающие игры, которые можно проходить с кем-то еще, проявляют альтруистическое поведение в реальной жизни.

В разных исследованиях есть свидетельства, что игры положительно влияют на эмпатию, просоциальные навыки, отзывчивость, самоконтроль и даже гражданскую активность.

Ко всему прочему, социологи фиксируют снижение уровня насилия по всему миру. Вместе с этим, поколение Z менее толерантно к насилию, чем люди старше. Но подобные изменения происходят неравномерно по всему миру и едва ли заметны на короткой дистанции и с близкого расстояния. Также нельзя утверждать, что на это влияют компьютерные игры — проблематику стоит рассматривать в комплексе, — но возможно такое времяпровождение тоже вносит свой вклад в общую тенденцию.

Компьютерная зависимость – проблема современного человечества

Людей, которые не могут жить без игр, называют компьютерные наркоманы. В основном под эту категорию попадают молодые, в возрасте до 20 лет личности. Случаи, когда этой зависимости подвергаются боле взрослые люди, очень редки. Развитие зависимости происходит постепенно, и со временем она становится всё сильнее и сильнее. В конечном счете достигается состояние, когда человеку становится невозможно оторваться от компьютера.

Такие увлечения действуют на мозг человека, как и наркотики. Выделяется гормон удовольствия, и человек быстро привыкает к нему. Появляется следующая симптоматика:

  • увеличение времени за ПК;
  • денежные расходы на обновления;
  • ухудшение настроения, если человек не играет;
  • агрессия к отвлекающим факторам;
  • приоритет ПК над всем другим;
  • потеря времени;
  • отказ от общения;
  • пренебрежение своим физическим состоянием.

Если все эти последствия компьютерной зависимости выявлены, то срочно требуется пройти курс лечения.

К сведению:

Дети быстро привыкают к подобным забавам. В итоге они путают виртуальность с реальностью, становятся жестокими, агрессивными.

Какие игры считаются самыми вредными и почему

Специалисты называют наиболее опасными видами игр квесты и экшны. Причина проста – здесь игрок получает полную свободу действий. И если взрослый человек еще может контролировать свои эмоции (хотя, конечно, тоже не всегда), то детям, а в особенности малолетним, практически не удается справиться с поставленной задачей.

Кроме того, ребенок воспринимает игровой процесс как часть реальной жизни. Все его эмоции, переживания, энтузиазм настоящие. А разочарование от неудачи может обернуться серьезным стрессом. Поэтому от описанных ниже игровых жанров детей лучше держать подальше.

Есть ли грань между развлечением и зависимостью?

Далеко не все так печально выглядит в игровой индустрии вообще. Нельзя утверждать, что все игроки в компьютерные игры являются изгоями или неполноценными людьми. Конечно, нет.

Но, согласитесь, что если неплохой сотрудник задерживается на работе почти до полуночи для прохождения следующего уровня очередной игры, в то время как дома его ждет семья и трое маленьких детей (сама это наблюдала), то это уже не есть норма, и требует срочной коррекции.

Для тех же, кто относится к играм на компьютере, как к неплохому средству развлечения, не мешающему ни работе, ни личной жизни, ни общению в реале, игры на компьютере есть неплохой способ отдыха.

Главное, не стать игроманом уже по медицинскому определению, когда под этим термином подразумевается поведение пациента, аналогичное наркомании или алкоголизму и курению. Грань проходит именно здесь, или пользователь игр остается обычным человеком, или он порой незаметно для себя преступает черту, и становится потенциальным пациентом, который самостоятельно без посторонней помощи не может справиться с этой проблемой.

Игра необходима для успешной работы

Чувство печали, перегрузки на работе, стресс… Трудно поверить, однако все это может быть связано с отсутствием игры. Нельзя относиться к работе слишком серьезно — это путь к унынию и провалу. Но потеря радости от работы не грозит тем, кто воспринимает рабочий процесс как игру.

Самые счастливые и успешные люди — те, кто по-настоящему увлечен своей работой, как ребенок игрой. Лучшие инженеры, ученые и повара в детстве любили собирать конструкторы, изучать окружающий мир и экспериментировать на кухне. Став взрослыми, они просто продолжают играть. Поэтому если работа не приносит вам такого же удовлетворения, как игра, то, возможно, пришло время поменять ее.

Кроме того, игра — источник новых идей. Креативность и способность придумывать что-то новое во многом зависят от того, сколько времени человек тратит на игру. Если мы перестаем играть, то наше поведение становится фиксированным. Нам неинтересны новые вещи. Мы перестаем получать удовольствие от мира вокруг и становимся менее изобретательными. Мозговой штурм и другие виды командной работы — это тоже игры, которыми не стоит пренебрегать на работе.

Профилактика игровой зависимости

Развитие зависимости можно предотвратить, исключая необходимость последующего серьезного лечения. Для этого достаточно ряда профилактических мер. В первую очередь надо узнать, почему человек предпочитает виртуальный мир реальному. Ведь компьютерные игры затягивают в основном тех, кто неудовлетворён жизнью. Если чего-то не хватает – это может дать виртуальный мир. Поэтому, поняв это, справиться с проблемой будет легче.

Зная последствия компьютерной игры, становится понятно, что лучше не лечиться от зависимости, а предотвратить её. Недопустима резкая критика в отношении игромана. Общаться с ним надо мягко. Не помешает и своевременная консультация с психологом. Контакт с больным установить несложно, достаточно понять суть любимой игры, и тогда можно завоевать его доверие. Это поможет управлять им, снизить потребность в постоянном времяпрепровождении за компьютером.

Стадии игровой зависимости

Выделяют следующие 4 стадии зависимости от компьютерных игр:

Начальная стадия  – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции

На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры

На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.

Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.
Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector