Понятие «искусство»

Искусство как способ восприятия мира

Искусство, в отличие от других видов интеллектуальной продукции, апеллирует не к разуму, а к эмоциям. Воспроизводя существенные и иногда скрытые аспекты реальности, он пытается сделать это в чувственно-визуальной форме. Это придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Таковы основные черты искусства как способа восприятия мира.

Обычно они включают:

  • Художественные образы; символы как основное средство воспроизведения эстетической реальности;
  • Оратный способ обобщения: общее в искусстве не абстрактно, а очень конкретно (каждый литературный герой — это ярко выраженная индивидуальность, но и общий тип, характер);
  • Признание воображения, вымысла и в то же время требование «правды жизни» от продуктов этого воображения;
  • Доминирующая роль формы произведения искусства по отношению к его содержанию и т.д.

Как один из способов освоения сюжета искусства, искусство не может не следовать общему ходу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Причина этого кроется не только в особенностях материального и духовного производства, но и в своеобразном «принципе сохранения» человеческой энергии: когда деятельность человека в материальной сфере как-то ограничена, сдерживается, застревает, она невольно перемещается, переливается в сферу духа и рождает новые науки, утопии, идеологии и так далее. Искусство тоже проявляет большую активность в предкризисные и критические исторические эпохи, когда проявляются его фундаментальные противоречия и, соответственно, значительно возрастает поисковая активность разума; разум предвидит трагедию своего неизбежного распада и пытается найти приемлемый выход.

Одной из наиболее ярких иллюстраций этого тезиса является история искусства конца XIX — начала XX веков, в которой зафиксировано рождение такого уникального эстетического явления, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали сильнейшее влияние стиля «модернизм», ведь несколько десятилетий буквально вдребезги разбили вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет видел его суть в «дегуманизации искусства». И правильно, с ним трудно не согласиться.

Ход аргументации философа примерно следующий. До конца девятнадцатого века большинство людей получали свое эстетическое удовольствие от иллюзии живости и подлинности реальности, создаваемой произведениями искусства. В пьесах и романах привлекают перипетии человеческих судеб, в картинах — узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как прекрасные места для собственных прогулок, а украшения или другие художественные изделия — только как вещи, которые неплохо использовать самому (по крайней мере, и в воображении). Реализм в искусстве, однако, лишь отчасти является искусством в собственном смысле слова, поскольку не требует особой художественной чувствительности. Например, в чем разница между повседневной историей, рассказанной нам случайным попутчиком в вагоне поезда, и тысячами подобных историй, показанных на сцене или экране? Получать удовольствие или сочувствовать героям таких историй — это не эстетическое удовольствие. Это всего лишь механическая реакция.

«Новое искусство склонно относиться к своим произведениям как к произведениям искусства и ни к чему другому. Она в корне отвергает «живую реальность» и «живые формы», препарируя их с хладнокровием патологоанатома, обнажая незнакомые обычному восприятию вещи. Создавать то, что не копирует природу, а имеет определенное содержание, свидетельствует о высшем даре, который один заслуживает названия художественного.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  2. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  3. Эллинистическая философия
  4. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)
  5. Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»
  6. Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
  7. Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы
  8. Видимость или кажимость
  9. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти
  10. Н.Ф. Федоров – родоначальник русского космизма

Какова роль искусства в жизни человека — как искусство влияет на общество

Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

  • Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.
  • Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.
  • Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума

В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры

Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

  1. Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
  2. Украшение мира.
  3. Раскрытие духовных ценностей.
  4. Формирование ощущения и понимания прекрасного.
  5. Воспитание достоинства в людях и обществе в целом.
  6. Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ.
  7. Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие. 

Стиль искусства

Понятие «стиль» — это своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение. Художественным (высоким) стилем называется направление, вовлекшее в себя все виды искусства.  Например, барокко – высокий стиль, а рококо – направление. К великим или высоким стилям относятся классика античности, романский стиль и готика в Средние века, ренессансный стиль, обозначивший собой переходный период от Средних веков к Новому времени, барокко и классицизм в Новое время. Последним крупным стилем на рубеже XIX – XX вв. стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Соединение нескольких видов искусства в одном произведении называют синтезом искусств. Иначе говоря художественный стиль достигает наивысшего уровня, когда вовлекает в себя все виды искусства.  Сложившись в определенную историческую эпоху, высокие стили непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, классицизм XVII в. во Франции взял основу из античной классики, при этом он сильно отличается от неоклассицизма второй половины XVIII в. и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений эклектики второй половины XIX – начала ХХ вв.

Уроки и структура курса

Чтобы вам было проще понять историю искусства, мы сгруппировали уроки по основным периодам в развитии искусства по принципу «1 эпоха = 1 урок». Так будет проще разграничить восприятие по датам, странам и основным трендам в искусстве и не запутаться в дальнейшем, обращаясь к произведению искусства того или иного стиля и направления.

Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира

Цель урока – изучить развитие искусства первобытного общества и Древнего мира. Из этого урока вы узнаете, что искусство зародилось в эпоху Среднего палеолита, узнаете, что и почему рисовали на скалах древние люди, познакомитесь с основными памятниками искусства Позднего палеолита, мезолита, неолита и Древнего мира: Древнего Египта, Индии, Китая, Месопотамии.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Цель урока – изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Изучив урок, вы узнаете, что именно позаимствовало искусство Древней Греции от Древнего Египта, что такое ионический, дорический и коринфский стили, какова специфика греческой росписи, откуда взялось выражение «Хлеба и зрелищ» и еще много интересного.

Урок 3. Искусство Средневековья

Цель урока – изучить развитие искусства в эпоху раннего Средневековья и Византии, классического или высокого Средневековья. Вы узнаете, почему в Византии была слабо развита скульптура, чем отличались романский и готический стили западноевропейского Средневековья, какие фрески и мозаики рисовали в храмах и как оформляли рукописные книги того периода. А еще вы узнаете, кто такие ваганты и какие их песни поют с древних времен и до сих пор.

Урок 4. Эпоха Возрождения и Ренессанс

Цель урока – изучить основные тренды искусства эпохи Возрождения. Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми произведениями. Вы узнаете, какие элементы античного искусства были позаимствованы в полной мере, что такое маньеризм, какие сонеты писал художник Рафаэль Санти, и ощутите энергию Ренессанса.

Урок 5. Искусство Нового времени

Цель урока – изучить основные стили и направления в искусстве Нового времени, познакомиться с работами известных архитекторов, скульпторов, художников и литераторов данной эпохи. Изучив материал урока, вы научитесь определять, к какому стилю относится то или иное произведение искусства и в чем его историческая ценность.

Урок 6. Модернизм

Цель урока – изучить проявления модернизма в разных жанрах искусства, познакомиться с наиболее яркими представителями модернизма в искусстве  и наиболее известными произведениями в этом стиле. Изучив урок, вы научитесь отличать модернизм от прочих направлений в искусстве, разберетесь в его основных чертах и отличительных особенностях.

Урок 7. Постмодернизм

Цель урока – изучить постмодернизм во всех его проявлениях, познакомиться с наиболее выдающимися авторами и произведениями искусства постмодернизма. Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.

Урок 8. Современное искусство

Цель урока – понять, что такое современное искусство, по каким критериям можно отнести ту или иную работу к произведению искусства. Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести свой собственный вклад в современное искусство.

Роль искусства в жизни человека

Странно, но почему-то считается, что искусство предназначено только для высших слоев населения, так называемой элиты. Другим людям такое понятие якобы чуждо.

Искусство обычно отождествляют с богатством, влиянием и властью. Ведь именно такие люди могут позволить купить себе красивые, неприлично дорогие и абсурдно бесполезные вещи. Взять, к примеру, Эрмитаж или Версальский дворец, в которых сохранились богатые коллекции монархов прошлого. Сегодня такие коллекции могут позволить себе правительства, некоторые частные организации и очень богатые люди.

Иногда складывается впечатление, что основная роль искусства в жизни человека состоит в том, чтобы показать окружающим социальный статус. Во многих культурах дорогие и изящные вещи показывают положение человека в обществе. С другой стороны, два столетия назад предпринимались попытки сделать высокое искусство более доступным для широкой публики. К примеру, в 1793 году был открыт Лувр для всех желающих (до того момента он был собственностью французских королей). Со временем эту идею подхватили в России (Третьяковская галерея), США (Музей Метрополитен) и других странах Европы. И все равно люди, у которых есть своя коллекция произведений искусства, всегда будут считаться более влиятельными.

Правописание слова «искусство»

Исходя из эти­мо­ло­ги­че­ско­го сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го ана­ли­за это­го отвле­чен­но­го суще­стви­тель­но­го, нагляд­но вид­но, что в его соста­ве встре­ти­лись две оди­на­ко­вые соглас­ные на сты­ке быв­ше­го кор­ня и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суффикса:

искус—ств-о.

В корне сло­ва «искус­ство» пишут­ся две бук­вы«с».

Зная о про­ис­хож­де­нии это­го сло­ва, запом­ним, что двой­ные соглас­ные пишут­ся имен­но в сере­дине кор­ня, а не в нача­ле его.

Вывод

Правильно пишет­ся сло­во «искуССтво».

В орфо­гра­фии совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка это сло­во счи­та­ет­ся сло­вар­ным. О его напи­са­нии в слу­чае затруд­не­ния справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Отличаем его напи­са­ние с дву­мя соглас­ны­ми в корне от напи­са­ния похо­жих слов:

  • искусный мастер;
  • искусность выпол­не­ния;
  • искусно раз­ри­со­вать.

Скачать ста­тью: PDF

Виды и формы

Изначально искусством считался нерасчлененный, то есть общий комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно таких примеров искусства, как театр, музыка или литература. Все было слито воедино. Только спустя время стали появляться разные виды искусства. Так называют исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, которые используют для создания разные средства.

В зависимости от использованных средств различают такие формы искусства:

  • Литература. Использует словесно-письменные средства для создания образцов искусства. Здесь выделяют три главных рода – драма, эпос и лирика.
  • Музыка. Ее делят на вокальную и инструментальную, чтобы создавать образцы искусства используются звуковые средства.
  • Танец. Чтобы создать новые образцы, используются пластические движения. Выделяют балет, ритуальное, бальное, современное и народное искусство танца.
  • Живопись. При помощи цвета отображается реальность на плоскости.
  • Архитектура. Искусство проявляется в преображении пространственной среды сооружениями и зданиями.
  • Скульптура. Представляет собой художественные произведения, которые имеют объем и трехмерную форму.
  • Декоративно-прикладное искусство. Эта форма связана непосредственно с прикладными нуждами, это художественные предметы, которые могут применяться в быту. Например, расписная посуда, мебель и т.д.
  • Театр. При помощи актерской игры на сцене разыгрывается сценическое действо конкретной темы и характера.
  • Цирк. Своеобразное зрелищно-развлекательное действие со смешными, необычными и рискованными номерами.
  • Кино. Можно сказать, что это эволюция театрального действия, когда еще используются современные, аудиовизуальные средства.
  • Фотография. Заключается в фиксации зрительных образов техническими средствами.

К перечисленным формам можно еще добавить такие жанры искусства, как эстрада, графика, радио и т.д.

Временные виды искусства

Музыка

Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания — военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:

  • вокальный;
  • инструментальный.

Литература

Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:

  • фольклор;
  • проза;
  • поэзия.

Функции и свойства

Во все времена теоретики искусствоведения и культурологии говорили, что для искусства, как и для любого другого социального явления, характерны разные функции и свойства. Все функции искусства условно делятся на мотивированные и немотивированные.

Немотивированные функции – это свойства, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. Проще говоря, искусство – это то, к чему человека толкают инстинкты и что выходит за пределы практичного и полезного. К таким функциям относят:

  • Базовый инстинкт гармонии, ритма и уравновешенности. Здесь искусство проявляется не в материальной форме, а в чувственном, внутреннем стремлении к гармонии и красоте.
  • Ощущение таинственности. Считается, что искусство – это один из способов, позволяющих ощутить связь с Вселенной. Это ощущение возникает неожиданно при созерцании картин, прослушивании музыки и т.д.
  • Воображение. Благодаря искусству человек имеет возможность применить воображение без ограничений.
  • Обращение ко многим. Искусство позволяет творцу обращаться к целому миру.
  • Ритуалы и символы. В некоторых современных культурах есть яркие ритуалы, танцы и представления. Они являются своеобразными символами, а иногда просто способами разнообразить событие. Сами по себе они не преследуют какой-то цели, но антропологи видят в каждом движении смысл, заложенный в процессе развития национальной культуры.

Функции искусства

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

коммуникативная – художник (творец) общается со своим зрителем через свою работу;
эстетическая – искусство вызывает у получателя художественного продукта определённый эстетический опыт (например, обращаясь к идее красоты); у каждого исторического периода, а также у каждого народа есть свои эстетические требования и вкусы;
познавательная – зритель знакомится не только с произведением, но и с историей предков, через произведения он может «переноситься» в определённую историческую эпоху (искусство способствует эмпатии);
этическая, пропагандистская, образовательная – искусство обучает, воспитывает, поощряет размышления, раскрывает определённые модели поведения или социально-этические нормы;
метафизическая (религиозная) – произведения искусства создаются из метафизической (религиозной) мотивации и призваны возбуждать чувства; музыка, живопись, скульптура, архитектура служат духовной жизни или религии, черпают из неё темы для своих произведений;
эмоциональная – проявляется в основном в танцах и музыке;
лечебная, восстановительная – считается, что искусство лечит; катарсис – очищение психики (музыкальная терапия, библиотерапия, поэзия как терапия, драмотерапия, видеотерапия и др.);
развлекательная – искусство позволяет расслабиться и снять стресс за счёт активного участия в создании предметов искусства; позволяет каждому человеку побыть участником в таких областях, как танцы, музыка, комедия, сатира и избавиться от стресса;
идентификация и интеграция – искусство интегрирует и демонстрирует принадлежность к определённой социальной группе (например, врачи, скауты, музыканты и др.); помогает сохранить культурную самобытность местных сообществ и народов;
суггестивная функция – искусство способно внушать определённый состав мыслей и чувств, поскольку действует непосредственно на чувства, минуя барьеры рационального мышления; поэтому искусство является важной составляющей идеологии, оно способно осуществлять как конструктивное, так и деструктивное влияние на личность и общество;
гедонистическая функция – искусство доставляет удовольствие, все явления искусства соотносятся с эстетическими ценностями, а источником эстетического наслаждения является художественная форма, которая находится в гармоническом единстве с содержанием (привлечение к творчеству и игровой аспект, присутствующий при восприятии художественного произведения, способные вызвать чувство радости).

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Вариант 2

Искусство – слишком насыщенное и многогранное понятие, будоражащее сознание каждого человека. Оно включает в себя буквально всё. Недаром его воспевают, благодарят, обожествляют различными способами. Например, у И. Хрисаниди есть произведение на слова Т. Нестеровой – «Гимн искусству», что «мы вместе аплодируем, давая волю чувству, великому, безбрежному, волшебному искусству». И это так. Искусство – великая вещь. И эта песня – тоже искусство.

На мой взгляд, невозможно дать однозначного определения этому понятию. Ведь этим может и творческое отражение образа, и определённое мастерство, и дело, требующее умение. Искусство – это то, что чаще всего вызывает искреннее восхищение. Оно должно волновать душу человека и давать ощущение счастья – таково его предназначение.

Искусство способствует духовному обогащению человека. Оно стимулирует его к мыслительной деятельности, определённым чувствам и идеям. Это как особый язык общения с окружающим миром через что-то особенное и возвышенное. Чаще всего искусство вызывает положительные эмоции, способные спровоцировать человека на отклик, воодушевить и стимулировать к новым идеям. Оно несёт в мир гармонию и процветание.

Особую роль играет настоящее искусство. Именно оно способно пробудить в человеке особо сильное чувство и заставить задуматься о серьёзных темах. Оно является истинным достоянием и важнейшей духовной ценностью.  Его главная способность – перенести человека в другой мир, помочь ему насладиться прекрасным, заставить поверить в чудеса и сказки и перенести в мир, где господствуют мечты и фантазии. Если говорить короче – облагородить внутренний мир.

Чаще всего результатами деятельности искусства являются картины, скульптуры, здания, музыкальные произведения и т.д. Но ведь красивая речь, способная захватить слушателей, тоже может быть искусством. Пение соловья в солнечный день – это тоже определённое искусство. Просто другими способами освоена и передана действительность.

Чтобы не быть голословными, приведём пример-аргумент из литературы. Обратимся к произведению К. Паустовского «Старый повар». В нём главный герой, повар, который находился при смерти, в своей исповеди незнакомцу, который потом оказался гениальным В.А. Моцартом, рассказывает о своей мечте увидеть вновь свою жену Марту. И незнакомцу удалось выполнить просьбу – с помощью игры на клавесине, такого искусства, он смог воссоздать картину событий, о которых так грезил повар. Это ли не чудо?

Таким образом, искусство – величайшая вещь в жизни каждого человека, способная подарить вдохновение, счастье и сделать нас лучше!

Классификации искусств

Пространственно-временная классификация

В современном искусствоведении существует множество видов искусства. Наиболее популярная — классификация по пространственно-временному принципу, которую предложил еще в XVIII веке немецкий теоретик Готхольд Лессинг. Согласно его классификации искусство как бы «разворачивает» себя перед зрителем в одном из двух измерений, либо в обоих.

Пространственные Временные Пространственно-временные
Изобразительные искусства: живопись, мозаика, фреска. Архитектура, фотография Музыка, литература Кино, театр, балет

Вроде  вы скажете, что ну вот есть картина, которая изображает какое-то историческое событие. Оно же, событие, произошло во времени! Почему же тогда живопись не отнести к пространственно-временному искусству?

А все дело в том, что картина запечатлевает какое-то событие, персонажей или героев в одном моменте времени. Мы не можем понять, как они ведут себя с течением времени. Именно поэтому изобразительное искусство и ему подобные — только лишь пространственные.

То ли дело музыка или литература. Мы можем понять музыкальное или литературное произведение только прослушав или прочитав его соответственно. А на это надобно время! Пространство здесь не задействовано.

Ну и понятно, что когда вы смотрите кино, или театральную постановку, оно разворачивается и в пространстве, и во времени.

Статичность и динамичность

Также выделяют виды искусства по статике и динамике. Статичные виды искусства не меняются, динамичные — те, в которых действие постоянно меняется. Я думаю, вы без труда уже поняли, что живопись, например, — статичное искусство, а кино — динамичное.

Обращаю ваше внимание, что эти классификации можно и нужно использовать при написании плана второй части экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию. В завершении этой части статьи приведу очень хорошую схему пространственных видов искусства, опять же, чтобы помочь вам с планом в задании 28

В завершении этой части статьи приведу очень хорошую схему пространственных видов искусства, опять же, чтобы помочь вам с планом в задании 28.

Терминологическая остановка

В самом широком смысле искусство – это некое мастерство, продукты которого приносят эстетическое удовольствие. Согласно записям в Британской энциклопедии, основным критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. В свою очередь Большая Советская энциклопедия говорит, что искусство – это одна из форм общественного сознания, которая является основным составляющим компонентом человеческой культуры.

Кто бы что ни говорил, но споры вокруг термина «искусство» длятся уже очень долго. К примеру, в эпоху романтизма искусством считали особенность человеческого разума. То есть понимали этот термин так же, как религию и науку.

Происхождение искусства

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.

Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. “В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы”.

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона “искусством” называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Заключение

Хотите иметь неординарный интерьерный дизайн – наполните обстановку элементами настоящего искусства. Забудьте фразу «эта репродукция (гравюра, скульптура, панно) слишком мала/велика для данной комнаты». Ну что еще больше может поразить человеческое воображение, чем неординарное смещение системы координат? Этим просто нужно научиться манипулировать. Вам все еще кажется, что изображение какого-нибудь исполинского коня напрочь «раздавит» крошечную спальню? А вот и нет! Оно просто полностью преобразит ее. Искусство в интерьере может появиться в любой форме, главное, чтобы представляющие его элементы воспринимались адекватно. И сегодня с этой работой профессионалы справляются «на ура!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector