Телевидение для геймеров и его перспективы в россии

«От винта!»

20 мая 1995 стало важным днем для российского игрового зрителя. Именно в этот день в эфире телеканала РТР вышел первый выпуск передачи «От винта!». Харизматичные ведущие Бонус и Гамовер (Борис Репетур и Антон Зайцев соответственно) под сценарным руководством Сергея Чихачева надолго увлекли аудиторию своими юморными и талантливыми рассказами об играх. Кстати, спонсором снова выступила Steepler.

«От винта!» начала выходить в утреннем эфире по выходным, и я прекрасно помню, как отбрасывал идею выспаться после тяжёлых детсадовских будней, чтобы к 8:30 занять место перед телевизором и услышать: «Наконец-то в целом мире прекратилась суета, начинается в эфире передача “От винта!”».

Чтобы вы оценили уровень развития индустрии в России, то вот вам факт: ведущий передачи Антон «Гамовер» Зайцев лично встречался в метро с продавцами пиратской продукции, и те записывали ему игры — на обычные 3,5-дюймовые дискеты. На одну игру уходило четыре-пять дискет, и бывало, что одна из них размагничивались, и эпопею со встречами приходилось повторять. Лишь к 1997 году ведущие начали получать лицензионные диски от магазина Gameland. Да-да, речь идёт о федеральном телевидении.

На РТР вышло 25 выпусков, во время которых зрители узнали про Wolfenstein, Mortal Kombat, Full Throttle, Wing Commander 3 и многие другие проекты. Вот только на волне успеха беда пришла откуда не ждали. Компания Steepler обанкротилась и спонсировать «От винта!» стало некому. В итоге передача на год и один месяц пропала с телеэкранов.

К счастью для всех, воскресить проект удалось на телеканале НТВ, где 29 марта 1997 года транслировался новый 26-й эпизод. Всего на новом канале выйдет 123 выпуска, каждый из которых будет маленьких шедевром.

Чтобы объяснить феноменальный успех «От винта!», стоит снова обратиться к теме «личности в истории». Если успех «Dendy — новая реальность» лишь чуть менее, чем полностью был заслугой Супонева, то «От винта!», словно на плечах Атланта, держалось на ведущих и сценаристе. Бонус и Гамовер не строили серьёзных гримас, высмеивали игровые условности, шутили о падении рубля и милиции, коверкали оригинальные названия игр — и всё это делали невероятно талантливо, заставляя зрителя улыбаться, казалось бы, на пустом месте.

На пик популярности передача вышла, начиная с 66 эпизода, где Бонус и Гамовер пересели на борт дирижабля. Именно те выпуски стали самыми яркими и запоминающимися. Ведь помимо бесед об играх, ведущим приходилось преодолевать массу неурядиц, связанных с управлением летающей махиной, вроде падения на Красную площадь.

К сожалению, «От винта!» полностью зависела от спонсоров, дела у которых шли то хорошо, то немыслимо плохо. Так, кризис 1998 года нанес сильный урон компании «Белый ветер», за счёт инвестиций которой и снималась передача. Увы, в сентябре 1998 года передача была закрыта.

Позже ведущие попытаются за свои деньги возобновить шоу, но оставят намерения, не получив финансовой поддержки. В 2007 году права на передачу приобретает «Игромания», и старые плёнки оцифруют. Сами же Бонус и Гамовер станут уважаемыми «дедушками» игровой индустрии и с 2014 года по сегодняшний день будут вести свою рубрику в рамках журнала «Навигатор игрового мира».

***

После закрытия передачи аудитории придётся долго ждать настолько же качественного телевизионного продукта. Двухтысячные годы подарят нам немало игровых передач, но будет ли среди них что-то, хотя бы близкое по уровню «Dendy — новая реальность» и «От винта»? Об этом — в следующей части, посвящённой российскому игровому телевидению XXI века.

Слышали ли вы об игровых передачах 90-х?

  • Как телевидение обманывает зрителей. На примере Assassin’s Creed, Fallout 4 и других игр — видео
  • Видеоигры на российском ТВ. Часть вторая: игровые каналы, Мэддисон на MTV и слон-качок
  • Кадры из видеоигр вместо реальной хроники — как телевидение обманывает зрителей

Смутное время

Но закрытие легендарного проекта не остановило Steepler. В итоге на телеканале МТК начала выходить передача «Мир Dendy». Ведущими стали Семён Фурман и Андрей Гвоздев: хорошие ребята, даже более профессиональные. Вот только харизмы и увлечённости Супонева в них не было совершенно.

Сергей Супонев всегда строил свою работу с детьми на единственно верном подходе: «общайтесь с ребёнком, как со взрослым». Сергей Фурман же был актёром, часто использовал не самые уместные приёмы с переодеваниями и в целом относился к аудитории как к малому дитю. В итоге зрители просто не стали смотреть передачу, и проект закрыли спустя двенадцать выпусков.

В том же 1994 году в эфире РТР выходила передача «Соник: супер-ёжик». Посвящена она была, конечно же, приставкам компании SEGA. В то время японская корпорация начинала серьёзно смотреть на наш рынок и справедливо рассчитывала на большие продажи.

Правда, шоу было скорее викториной, чем увлекательным рассказом о новых играх, где победители получали разные приставки японской компании. Несмотря на все старания ведущего и эффектную по тем временам компьютерную графику, шоу аудитории не зашло, а рейтинги были весьма низки.

Осложнялась ситуация тем, что продажи продукции Sega не соответствовали ожиданиям. В итоге компания на два года ушла с российского рынка, а передача закрылась. Зато в памяти телезрителей наверняка останется их забавная реклама.

Однако совсем скоро сердца всех любителей игровой индустрии займёт другой проект. И это будет «леген… подожди, подожди… дарно!»

Идеи при выборе названия

Пока ваш канал никому не известен, в название можно вносить коррективы – ровно до тех пор, когда оно станет немного раскрученным брендом и у вас появится первый десяток тысяч подписчиков. Следует выполнять несколько несложных правил:

  • Не использовать фразы длиной более 50 символов;
  • Не менять имя канала слишком часто;
  • Использовать тематические запросы, которые помогут привлечь зрителей;
  • Не использовать спецсимволы и нечитаемые знаки.

Пример: для канала, публикующего обзоры браузерных ММОРПГ, подойдет наименование «Лучшие браузерные ММОРПГ». Можно добавить «2018 года» – это привлечет больше посетителей из поисковиков. Такое название можно будет со временем изменить на более благозвучное или оставить все как есть.

Учитывайте, что один из инструментов, формирующих лояльность пользователей – качественная заставка, а также отбивки, которые могут содержать наименование канала. При изменении имени их также рекомендуется менять, поэтому лучше сразу заготовить шаблоны, куда потом вносить соответствующие правки.

Приведенный совет – не аксиома, а просто рекомендация, которой можно пренебречь, если вы создаете действительно интересный и полезный контент. Пользователи, заинтересованные в публикуемой тематике, и так вас найдут, просто благодаря такому варианту вы получите больше подписчиков за меньшее время.

Рамблер? Что это вообще такое?

Сегодня сервисы Rambler — поисковик, почта и новости — мало кому интересны. Разве что онлайн-кинотеатр Okko пользуется спросом. Однако раньше интернет-гигант обладал такой мощью, что в 2003 году запустил круглосуточный телеканал «Rambler Телесеть». Именно там под названием «Игра с продолжением» транслировали американскую передачу X-Play.

Харизматичные ведущие Адам Сесслер (Adam Sessler) и Морган Уэбб (Morgan Webb) очень ярко исполняли свои роли. Выпуски были полны талантливого юмора, и даже совершенно ужасный закадровый перевод не мог полностью испортить впечатление. Здесь были и интервью с неравнодушными к играм селебрити, и обзоры игр, и поиски багов, и выборы худшего проекта недели, и много чего ещё.

Позже передача в уже адекватной озвучке перебралась на MTV. Вообще, X-Play отлично показала отечественному телевидению, как нужно делать игровые передачи. Жаль, что успешный опыт у нас так и не взяли на заметку. Кстати, очаровательная Морган Уэбб после пика популярности передачи и вовсе ушла на работу в игровые компании. Она занимала должности в Ubisoft и Activision и до сих пор продолжает работать на благо индустрии.

Грезы продюсеров и реальность

Тем не менее статистика ясно говорит: у телеканалов, посвященных играм, незавидная судьба. Возможно, все дело в том, что в России не придумали успешную бизнес-модель ТВ-канала для геймеров? Роман Герасимов считает, что телевизионный формат в целом не очень подходит для игровой тематики, и касается это не только России и стран СНГ. «Конечно, продюсеры продолжают грезить о том, как ради трансляций киберспортивных мероприятий широкая аудитория начинает приобретать подписку на их канал, а очередное развлекательное реалити-шоу о геймерах взрывает Сеть, но это не так.

Игроки — это аудитория Интернета. Все, что необходимо любому геймеру, есть в Сети. Трансляции киберспорта — да, пожалуйста, вот вам бесплатный официальный мультикаст The International от Valve на Twitch в прямом эфире. Развлекательные тематические шоу? Вам на YouTube — качество многих топовых проектов не уступает телевизионному. Там же найдете и подходящий для себя художественный сериал, например серию смешных обзоров, прохождений, нарезку лучших моментов… Опять же бесплатно. И это только верхушка айсберга», — рассуждает Роман Герасимов. Он объясняет, что по этой причине вместо того, чтобы зарываться в заезженном ТВ-формате или с криками «Наш телек жив!» запускать зацикленную трансляцию повторов за последний год, редакция решила «усыпить» Gamanoid TV, опробовать кое-что, поэкспериментировать и разработать план. В чем состоит план, шеф-редактор Gamanoid.ru сообщать не стал, да и говорить об этом, по его словам, еще рано. Хоть Gamanoid больше и не является телеканалом, зато остается в статусе игрового СМИ. «Разница лишь в том, что сейчас для него приоритет — интернет-вещание, стримы, прямые эфиры и развитие портала. «Так даже проще — не нужно работать на два фронта, зато можно сосредоточить свои силы на чем-то конкретном и продолжать объединять вокруг себя преданных ценителей видеоигр», — добавляет Роман Герасимов.

В свою очередь, Game Show не ограничивается созданием контента только для геймеров или только для поклонников киберспорта, поэтому чувствует себя свободнее. Более того, объясняет представитель телеканала, у них есть собственная платформа для проведения соревнований, что позволяет устраивать турниры, интересные их аудитории. «Мы понимаем, что люди хотят видеть на современном игровом канале, прекрасно знаем аудиторию Game Show, и в этом заключается наше преимущество в общении с партнерами и рекламодателями», — заключает Наталья Чайковская.

Честный игровой контент

Телеканалы для геймеров стараются в первую очередь делать ставку на собственный контент, потому что это единственный способ предоставить зрителю что-то по-настоящему интересное. К тому же стремление к творческому развитию и реализации — главный личностный мотиватор в работе. По словам Романа Герасимова, в редакции Gamanoid.ru все строится вокруг людей: у каждого автора, стримера и ведущего своя персоналия, подход, видение, фишки. «Как бы мы ни “зашивались”, поделиться своим мнением и начать адекватное обсуждение с нашим зрителем — это всегда будет для нас приоритетом. Мы хотим нести ответственность за свои слова, мнение и материалы. Поэтому наши постоянные зрители и подписчики знают каждого из нас в лицо. Мы — команда индивидуальностей, которые до мозга костей болеют игровой индустрией и стараются поставлять максимально интересный, актуальный и честный игровой контент», — объясняет шеф-редактор Gamanoid.ru.

Наталья Чайковская также говорит о важности собственного контента. По ее словам, трейлеры или прохождения игр любой без труда посмотрит в Интернете, а вот узнать об игре что-то новое, получить информацию о ней в увлекательной и познавательной форме, разобраться в проходящих киберспортивных соревнованиях самостоятельно может уже не каждый

«На телеканале Game Show работают журналисты, которые способны вести зрителя за собой, неординарно подавать информацию. И то разнообразие контента, которое мы предлагаем своей аудитории, позволяет каждому выбрать для себя что-то интересное и полезное», — подчеркивает она.

От G4 к Cyber-Game.TV

Одним из первых проектов в этой области является телеканал G4, дебютировавший в США в 2002 году и посвященный только видеоиграм. Конгломерат Comcast вложил в него $150 млн. Канал круглосуточно транслировался по кабелю и через спутник. Первоначальная аудитория G4 составляла около 3 млн человек, а в 2013-м телеканал был доступен в 61 млн американских домохозяйств (53% всех домохозяйств, смотрящих линейное ТВ). G4 закрыли в 2014 году — этому предшествовало изъятие канала из линейки спутникового оператора DirecTV, который сослался на слабый интерес аудитории и низкие рейтинги, а следом аналогично поступили кабельные операторы.

И все же свыше десяти лет в эфире — приличный срок для такого рода проекта. Российские телеканалы о видеоиграх протянули гораздо меньше. В 2007 году у нас одновременно стартовали Gameland.TV и Gameplay TV (позднее переименован в «Первый Игровой»). Первый продержался чуть больше трех лет и в 2010 году сменил концепцию. По сообщению медиакомпании Gameland, занимавшейся производством телеканала, переформирование произошло из-за желания расширить рекламную аудиторию. Второй просуществовал на год дольше, но также провел ребрендинг и стал музыкальным. Вышедший в эфир в 2013 году Cyber-Game.TV, по заявлению пресс-службы, не собирался повторять ошибки предшественников. В основу идеологии телеканала было положено обучение через развлечение. Как объясняли авторы, их проект был больше про философию, стиль жизни в виртуальном пространстве, но расширение тематики не помогло проекту, и спустя пару лет он тоже закрылся.

Заболеть играми

Сегодня в России есть фактически один телеканал об играх — Game Show. Запущенный в 2015 году Gamanoid TV в октябре 2017-го заявил о временной приостановке вещания

При этом генеральный продюсер телеканала Game Show Наталья Чайковская считает, что игровой видеоконтент на телевидении востребован, так как видеоигры давно стали неотъемлемой частью современной жизни, а потому привлекают внимание зрителей и живо воспринимаются аудиторией. По ее убеждению, игры и киберспорт — крайне популярный тренд, так как для огромного количества людей это самый доступный и любимый вид досуга

«Многие обожают играть сами, другие с интересом наблюдают за виртуальными сражениями профессиональных игроков, кому-то интересно просто узнать о новинках в этой сфере, которая по масштабу сравнима с мировой индустрией кино. Телеканал Game Show объединяет всех этих людей», — отметила Наталья Чайковская. По ее словам, уникальность канала заключается в том, что он рассказывает об играх в разных преломлениях. «У нас есть чисто развлекательные программы, посвященные игровым новинкам и легендарным играм прошлого, трансляции с крупнейших киберспортивных соревнований, за которыми с каждым днем следит все больше людей, и даже образовательный контент, поданный в увлекательном ключе», —

пояснила она. Программы телеканала можно смотреть на платформах операторов «ВымпелКом», МГТС, МТС, «НТВ-Плюс», «Триколор ТВ» и «ЭР-Телеком», а также в рамках тематических блоков на сорока региональных каналах. Часть аудитории Game Show живет и в странах СНГ и Балтии.

Как рассказывает шеф-редактор Gamanoid.ru Роман Герасимов, их медиаплатформа много раз переформатировалась и переориентировалась. «Время идет, а наша аудитория становится более хардкорной. Сейчас мы, по сути, делаем контент для парней и девушек, не на шутку увлеченных игровой индустрией и всем, что с ней связано. Конечно, это не говорит о том, что казуальный игрок или более зрелая аудитория не найдут у нас ничего интересного, ведь наши авторы и ведущие — люди зрелые, адекватные и прекрасно ориентирующиеся в теме», — говорит он. Роман Герасимов отмечает, что в будущем редакции портала хотелось бы видеть среди своей аудитории еще больше интересующихся людей, болеющих играми или просто увлекающихся ими.

В Game Show подчеркивают, что ядро их аудитории — абсолютно разные люди. «Это заблуждение — думать, что видеоиграми увлекаются только школьники. Многие из тех мальчишек, которые с упоением играли на слабеньких компьютерах еще в 1990-е годы, сейчас выросли, имеют собственных детей и по-прежнему увлекаются играми. Именно поэтому среди наших зрителей есть как совсем юные геймеры, так и вполне сформировавшиеся личности с другими интересами и заботами», — настаивает Наталья Чайковская.

Кроме того, в последнее время большую популярность в киберспорте приобретают соревнования по футбольному симулятору FIFA

С увеличением количества таких турниров видно, как они привлекают внимание футбольных фанатов, изначально далеких от видеоигр. Вот почему отдельные программы Game Show создаются для семейного просмотра и тоже пользуются спросом

«Мы бы хотели и дальше расти, и развиваться со своей аудиторией. Это то, о чем мечтает каждый канал. Угадывать интересы наших зрителей, не отставать от мировых трендов в показе видеоигр и киберспорта, нащупывать свежие форматы, выпускать новые программы. И новые зрители обязательно будут появляться, потому что сама индустрия видеоигр привлекает все большую аудиторию», — уверена Наталья Чайковская.

Программы

  • «ХЫХ, ЗДАРОВА 2008»
  • «DEVTIME» — Время разработчиков.
  • «E for All»
  • «ESWC 2008. Сан-Хосе»
  • «forZe в Париже»
  • «Game Over» — Разговорная программа
  • «GAMENEWS» — Новости каждые 3 часа!
  • «Girls Профиль» — Без комментариев =)
  • «Hard&Soft» — новости
  • «Home Interactive Technologies»
  • «Just Yoing» — Первая в своем роде передача, которая полностью посвящена индустрии Йо-Йо.
  • «Level UP — Передача посвящённая MMO играм. Новости, обзор и т. д.
  • «Pixel» — Образовательная программа, посвященная обучению компьютерной графике.
  • «RPL» (sc2tv.ru) — Russian-language ProLeague. Российская командная лига по дисциплине Starcraft II.
  • «SMOTRA LIFE»
  • «Volga Around the World» — Интерактивное реалити-шоу. Четверо друзей решают на «прокаченной» Lowrider Волге 2477 объехать множество стран…
  • «Аниме-Лайф»
  • «Большой кинозал» (СЕБ) — Демонстрация полнометражных фильмов: критика, мнения, комментарии экспертов, актеров и режиссеров.
  • «Ваше мнение?» — Обзор самых свежих игр, оказавшихся буквально несколько дней на витрине.
  • «Вечернее шоу» — (Катя Гордон) Обсуждение с представителями игровой индустрии, звездами и лидерами мнений злободневных тем, проведение опросов. В настоящее время все выпуски идут в записи.
  • «Видео обзоры»
  • «Видео-дневники» — От создателей!
  • «Видеообзоры» — Обзор экспертами телеканала «Первый Игровой» новинок игровой индустрии, независимо от жанра и платформы. С декабря «Видеообзоры» заменены на «Рецензии» от Kanobu.ru
  • «Винегрет» — Подборка самых интересных и необычных роликов с просторов всемирной паутины.
  • «Виртуальный Футбол»
  • «Вселенная WarCraft»
  • «Вся правда о комиксах» — Документальный сериал
  • «Дегустация» — Обзор демо-версий новых игр.
  • «Доигрались» — (Сола Монова) Они играли и «доигрались», а играть можно во что угодно и с кем угодно.
  • «Жара в Лос-Анджелесе»
  • «Железные Новости»
  • «Жертвы против рекламы» — (Макс) Интересные факты, принципы создания, нестандартные и неудачные виды рекламы, удивят, насмешат, и уж точно не оставят равнодушными.
  • «И_Грабля» — (Андрей и Пётр) — Ведущие Андрей и Петр поведают об играх, покажут трейлеры и разыграют несколько сцен, стараясь повеселить зрителя.
  • «Игровые новости»
  • «ИгроМир 2008»
  • «Игросинема»
  • «Игры Разума»
  • «Канобувости» (Kanobu.ru) — Информационная программа о новостях компьютерных игр. Вместо «Новостей Первого Игрового»
  • «Кибер-спорт в России» — Репортажи с турниров и многое другое.
  • «Киберспортивные новости»
  • «Концептер» — Не только для художников.
  • «Крафтомания Starcraft»
  • «Крафтомания Warcraft»
  • «Лига GAMEPLAY»
  • «Личность Игровой Индустрии»
  • «Малый кинозал» (МКЗ) (Анна Гутовская и Василий Белый (Филатов) — Демонстрация короткометражных фильмов: критика, мнения, комментарии экспертов, актеров и режиссеров.
  • «Мир Киберспорта»
  • «Мобильный дайджест» — Новости и обзоры новинок в мире мобильной техники.
  • «Наш продакшн» — То, что мы видим на экране, но не знаем как это создается.
  • «Новости Hard & Soft» — Программа, в которой подробно рассказывается о деятельности различных компаний, производящих компьютеры, комплектующие, периферию и аксессуары, а также о новинках от этих компаний.
  • «Новости «Первого Игрового» — Информационная программа. Последний эфир — 4 октября.
  • «Новости» — Последние новости из мира кино, шоу-бизнеса, видеоигр, технологий.
  • «Нпкл» — Киберспортивные чемпионаты, лучшие матчи и турниры с участием профессиональных игроков России и мира.
  • «Перед Сном»
  • «По местам боевой славы»
  • «Профиль игрока» — Самые великие и знаменитые.
  • «Профиль компаний» — Фильмы о компаниях разработчиках. Все самое интересное из первых рук!
  • «Пульс»
  • Расследование геймера — Ночное ток-шоу! (прямой эфир!)
  • Ретро — Еженедельная передача, демонстрирующая геймплей старых игр, позволяет вспомнить, что такое настоящий Old-school.
  • «Рецензии» (Kanobu.ru) — Обзоры видеоигр.
  • «Специальный репортаж»
  • «Тактические Тонкости»
  • «Топ-10» — Хит-парад, обозревающий какие либо аспекты игровой индустрии.
  • «Траектория»
  • «Турнир НПКЛ»
  • «Шоу трейлеров» — Самые свежие и зрелищные трейлеры новинок игрового мира и киноиндустрии.
  • «Это интересно» — Программа о единоборствах производства телеканала «Боец».

В СССР игр нет

Все знают, что в СССР не было секса — и с играми почти та же история. В советское время иногда выходили документальные фильмы вроде «Роль ЭВМ в современном обществе», и там даже могли мельком показать счастливых японских детей, играющих в Super Mario Bros. Однако в целом наши люди даже и представить себе не могли, что такое игры, а главное — зачем они нужны. Нет, в Союзе выпускали консоли в духе классической Pong, а с 1984 года уже можно было ловить яйца в портативной «Ну, погоди!»… Вот только от остального мира мы отставали лет на десять, не меньше.

Представьте, что в 1987 году на свет родилась первая игра серии Metal Gear, с которой Хидео Кодзима (Hideo Kojima) фактически изобрёл жанр стелс-экшена. В том же году вышли Contra и Street Fighter, в 1988 — Wasteland, в 1990 — King’s Bounty… А у нас широкие народные массы об этом не то что не знали — для них не существовало само понятие видеоигр. Но вечно так продолжаться не могло.

Почти весь советский гейминг в одной картинкеПочти весь советский гейминг в одной картинке

В конце восьмидесятых — начале девяностых большой популярностью пользовалась подростковая передача «Марафон-15» за авторством легендарного Сергея Супонева. В одном из выпусков ведущие отправились в Японию. Немалая часть эфирного времени была посвящена залу игровых автоматов, где Супонев с нескрываемым восторгом рассказывал о невиданных для СССР развлечениях. Быть может, именно в тот момент ведущий и заразился игрой.

В финале программы другой ведущий Георгий Галустьян стал гостем простой японской семьи, где, рассматривая картриджи, искренне не мог предположить, что же это такое. Картридж был вставлен в приставку, телевизор вывел изображение, и глаза ведущего округлились от изумления — как и у любого советского зрителя, наверное. Как же это было так далеко от нашей реальности — но вместе с тем как притягательно!

После краха Советского Союза вакуум на российском игровом рынке существовал недолго. В 1992 IT-компания Steepler создала клон популярной в мире приставки Famicom под названием Dendy — и сорвала банк. И не последнюю роль в этом успехе сыграла культовая «Dendy — новая реальность».

«Dendy — новая реальность»

Если сначала в Steepler ограничивались лишь прямой телевизионной рекламой, то позже оглушительный успех мотивировал их проспонсировать целую передачу, посвящённую играм. В 1994 году на канале 2×2 стартовал первый сезон «Dendy — новая реальность», где роли создателя, сценариста и ведущего взял на себя Сергей Супонев.

На тот момент Сергей уже был культовой личностью на российском ТВ. Передачи «До 16 и старше», «Зов джунглей», «Марафон-15» и другие в сочетании с безграничными талантом и харизмой сделали ведущего главным другом подростков и просто всенародным «дядей Серёжей». Неплохо для человека, который изначально пришёл на Центральное телевидение работать грузчиком.

«Dendy — новая реальность», несмотря на свою абсолютно рекламную сущность, с ходу стала необычайно популярной. Конечно, игры в то время набирали популярность, а других проектов на эту тему не было вовсе — но это не единственная причина успеха. Однако именно Сергей Супонев стал катализатором успеха, превращающим рекламные материалы во что-то большее.

Хотя, конечно, пересматривая выпуски сегодня, можно уверенно сказать, что ведущий не очень разбирался в играх и западной поп-культуре. В одной из передач Супонев со словами «на обложке нарисован страшный Робокоп» показывал зрителям журнал, где красовался отнюдь не робот-полицейский, а самый настоящий Дарт Вейдер. Гонки в передаче называли «гонялками», а первую The Legend of Zelda — «умной логической бродилкой». Как-то раз на обзор в передачу и вовсе попала пиратская игра Super Mario 16. В оригинале игра называлась Joe & Mac, однако пираты заменили главных героев на более популярного Марио, а Сергей в итоге перепутал местами оригинал и подделку.

Если сегодня за подобные оплошности ведущего бы попросту уволили, то тогда это было в порядке вещей. Ведь те, кто его смотрел, точно так же не разбирались в играх, не знали отличий пираток от лицензий и могли запросто ошибиться в именах персонажей. Безграничный мир игровой индустрии только открывался российскому зрителю, и тот с энтузиазмом впитывал любую информацию. Так и Супонев лишь открывал для себя что-то новое и необычное и с большим азартом делился впечатлениями.

Съёмки происходили в геймерских декорациях, полных приставок и узнаваемых персонажей, а со второго сезона скучный стол ведущего и вовсе сменился огромным геймпадомСъёмки происходили в геймерских декорациях, полных приставок и узнаваемых персонажей, а со второго сезона скучный стол ведущего и вовсе сменился огромным геймпадом

Несмотря на название «Dendy — новая реальность», в передаче рассказывали об играх и для других приставок: Sega Mega Drive, SNES, Game Boy и прочих. Для многих зрителей это было единственным шансом посмотреть на эксклюзивы, например, Super Nintendo, поскольку сама она стоила 300 долларов, а картриджи к ней — по 60. При среднероссийской зарплате в 67! Да, проблема дорогих игр тоже появилась не вчера.

Кстати, геймплей многих игр на видеокассетах присылали сами зрители, и он попадал в эфир с комментариями ведущего. Это был не единственный элемент интерактивности, так как в передаче регулярно разыгрывали картриджи и даже приставки, включая всё ту же недостижимую SNES.

От Бэнди и Пикселя до полного заката

Под конец нулевых годов выходило немало самых разных игровых телепередач, и большая их часть транслировалась на молодежном канале 2×2. Например, будущие создатели «Реутов ТВ» Сергей Мезенцев и Владимир Маркони запустили там «Двойной удар», выпускавшийся при поддержке Microsoft и вещавший об эксклюзивах Xbox 360.

Весьма популярной также была рисованная «School 13. Игрооргии». School 13 в то время вообще был весьма известным в интернете мультиком, и игровое ответвление собирало приличную аудиторию. К сожалению, шоу неожиданно закрылось. Причиной, судя по всему, был конфликт между авторами контента и руководителями телеканала.

Самым известным и долгоиграющим проектом на 2×2 стал, наверное, Level Up. Полностью рисованная передача рассказывала о возмужавшем и подкачавшемся слоне Бэнди, который толсто намекал на маскота приставки Dendy, и его друге — здоровенном кубическом Пикселе. Передача была юмористической и, мягко говоря, экспрессивной, но для подростковой аудитории телеканала это было самое оно.

Программу транслировали с 2014 года, а через четыре года неожиданно закрыли — повторы и сейчас можно посмотреть по выходным где-то в половине четвёртого утра. Признаюсь, я никогда не любил Level Up, однако не могу не признать, что у Бенди и Пикселя есть, может, и раздражающий, но всё же яркий стиль, своё лицо. Увы, большинство передач, выходивших на российском телевидении и до, и после были его явно лишены.

***

Сегодня на телевидении всё ещё выходит несколько игровых передач, вот только конкурировать с яркими и полными свободы форматами YouTube им явно не по силам. К сожалению или счастью, телевидение изживает себя по всем фронтам, а геймеры — слишком прогрессивная аудитория, чтобы неповоротливые ТВ-каналы могли угнаться за их вкусами. Необходимости в новых телевизионных «От винта!» или «Виртуалити» попросту нет — как нет и самой возможности сделать их одновременно доступными, актуальными, прибыльными и популярными. Однако… был в тех проектах какой-то необъяснимый уют. Эх, хорошие были времена!

Смотрели ли вы какую-либо передачу про игры на нашем телевидении?

  • Кто такой Илья Мэддисон, где он сейчас и почему о нём постоянно пишут: краткая биография и главные скандалы
  • У нормальных людей «Пекарня»: Мэддисон высказал своё мнение о людях, фотографирующихся с PS5
  • Мэддисон дал совет разработчикам Cyberpunk 2077, как не повторить провал Fallout 76
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector