Профессия геймдизайнер
Содержание:
- На каких специальностях лучше учиться
- Гейм-дизайнер: что за специалист?
- Требования и реалии
- Обязанности геймдизайнера
- Специализации и процесс создания игры
- Обучение геймдизайну в России
- Процесс обучения
- Плюсы и минусы профессии
- Кто такой гейм дизайнер?
- Зарплата и востребованность
- И что теперь?
- Обязанности геймдизайнеров
На каких специальностях лучше учиться
Считается, что гейм-дизайнеру необязательно иметь техническое образование, но при этом специалисту, который его получил, проще будет объяснить программисту свою идею. Для подготовки в области информатики можно пройти обучение по специальности «прикладная информатика», «программная инженерия», «математика и компьютерные науки», что предполагает необходимость сдавать ЕГЭ по математике, информатике и чаще всего – по русскому языку и обществознанию.
Однако дизайнер игр, в первую очередь, – это создатель идеи виртуального мира, а не программист, переводящий замысел в цифровой код. Поэтому будущему специалисту не менее полезно будет пройти обучение по специальностям «драматургия» или «литературное творчество». Для поступления понадобятся результаты экзаменов по литературе, русскому языку, истории, обществознанию. Нередко уже в самом вузе нужно пройти собеседование или творческое испытание.
Гейм-дизайнер: что за специалист?
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова:
«За профессией гейм-дизайнера скрывается специалист, который занимается созданием игр. Ошибочно думать, что его действия и функции ограничиваются продумыванием внешнего вида героев или локаций. Скорее, это одновременно режиссер и продюсер всего проекта, который на основе сценария и совместно с остальными членами команды должен превратить идею в реальный продукт.»
Перед гейм-дизайнером стоит ряд задач:
разработка идеи игры — все начинается с фантазии, которая постепенно приобретает конкретные очертания. Перед началом работы в выбранном направлении работник должен проанализировать актуальность проекта. Для этого определяется целевая аудитория, анализируются ее интересы и потребности. Если у идеи прослеживается потенциал, продумываются варианты ее реализации;
создание концепции проекта — на этом этапе составляется дизайн-документ, в котором излагаются данные по ожидаемому типу и виду игры, ее особенностям. Сюда же заносятся краткие характеристики будущего творения, его сильные и слабые стороны. Составляется список сотрудников, которые должны быть привлечены к реализации идеи, ставится вопрос о финансировании;
внесение корректировок в дизайн-документ — гейм-дизайнер на этом этапе при необходимости вносит изменения в идею проекта или ее реализацию;
разработка продукта, составление технических спецификаций, реализация задумки и ее представление публике.
Направление гейм-дизайна пока только развивается. По этой причине представители этой профессии нередко не ограничиваются выполнением приведенных выше функций, а берут на себя дополнительные обязательства. В какой-то степени это даже становится плюсом, так как уменьшает количество споров по поводу выполняемых действий.
Гейм-дизайнер — специалист, отвечающий за разработку правил и содержания игрового процесса создаваемой игры. Его роль аналогична роли постановщика задачи в обычном программировании и режиссёра в кино.
Процесс создания типичной компьютерной игры:
подготовка к производству — на первом этапе создается концепция проекта, прорабатываются идеи его реализации, собираются средства, набирается рабочая команда, составляется план. Гейм-дизайнер ведет переговоры с художниками с целью утверждения графического стиля визуальной части или занимается этим самостоятельно;
PRE-ALPHA — создается дизайн-документ с подробным описанием всех особенностей игры, утверждается. Он изучается всеми специалистами в штабе разработчика, включенными в производственный процесс. Если ни у кого нет предложений и возражений, дизайн-документ отправляют на согласование с издателем;
запуск Альфа-версии — начало рабочего процесса, в ходе которого команда создателей должна реализовать разработанный план, заполнить игру содержанием. Это самый напряженный и плодотворный этап работы для гейм-дизайнера. Сотрудник самостоятельно или путем регулирования работы художников создает саму игру и доводит до совершенства ее художественную составляющую. По мере реализации плана проводятся запуски демо-версий, которые позволяют оценить проделанную работу, создать основу рекламы проекта;
запуск Бета-версии — тест, который необходим для проверки внешнего вида конечного варианта игры, ее соответствия техническим требованиям. На этом этапе гейм-дизайнер работает в тандеме с дизайнером миссий. Совместно они принимают решение о возможности окончательного запуска программы, при необходимости вносят в нее коррективы;
релиз — выпуск игры после завершения всех этапов ее тестирования и отладки. Гейм-дизайнер в этой части работы участия уже не принимает;
техническая поддержка — даже самые совершенные компьютерные игры, которые неоднократно проверялись специалистами, редко работают без багов, ошибок, недочетов, сбоев. Устранением проблем путем установки патчей занимается специальная команда техников. Гейм-дизайнеры к процессу подключаются в исключительных случаях.
Игровой бизнес управляется двумя видами компаний. Разработчики занимаются техническими моментами реализации проекта (в эту команду входят гейм-дизайнеры). Издатели отвечают за представление публике готового продукта и его продвижение. Все чаще на рынке возникают организации, которые сочетают такие функции. Это упрощает рабочий процесс, исключая необходимость налаживания контакта, согласования финансовых вопросов.
Требования и реалии
Сегодня геймдизайнер — высокооплачиваемая и очень востребованная профессия в индустрии. Студии находятся в постоянном поиске кадров, заполняя штат по мере необходимости: в одной команде может числиться сразу несколько геймдизайнеров, которых распределяют на целые направления как гуманитарного, так и технического уклона. Например, одни работают над интеграцией сценария, в то время как другие погружены в процесс балансировки. Обычно командами геймдизайнеров руководит один наиболее опытный, который сведущ во всех направлениях.
Работа в команде накладывает определённые требования — ответственность, соблюдение сроков и умение довести дело до конца. Индустрия разработки игр сегодня представляет собой серьёзный бизнес, и компании ожидают, что смогут получить прибыль от продаж игры. Продукт должен быть завершённым, играбельным, с минимальным количеством багов, отмечает Антон Токарев.
«Идеи — это круто, но идеи без реализации либо не стоят ничего, либо стоят очень мало. И поэтому идеи нужно уметь реализовывать либо в составе команды, либо самому. И в этом ценность профессии — если вы в неё входите, овладеваете необходимыми навыками, профессия вам позволяет идеи воплощать в реальность. Чего, к слову, всем уже находящимся в игровой индустрии и желающим в неё попасть я желаю».
Релиз No Man’s Sky обернулся грандиозным скандалом из-за обещаний, которые разработчики не сдержали, однако команда не бросила проект и со временем наполнила его контентом.Скриншот: игра No Man’s Sky / Hello Games
Чтобы стать геймдизайнером, необходимо изучать много литературы, самостоятельно проводить деконструкцию различных игр, прототипировать, писать собственные сценарии и пробовать всё, что относится к профессии, отмечает Антон Токарев. Таким образом можно понять, куда стоит двигаться дальше, исходя из собственных предпочтений.
Будущие геймдизайнеры попадают в профессию по-разному — например, получив профильное образование или начав с позиции тестировщика, а затем постепенно подняв уровень компетенции. Именно предпочтения специалиста позволяют ему выбрать направление профессионального роста.
Обязанности геймдизайнера
Разработка идей
Это первое, с чего начинается любая игра. Геймдизайнер должен не только придумать оригинальную идею, но и проанализировать игровой рынок, чтобы понять, насколько эта идея будет востребована. А также представить целевую аудиторию, которой будет интересна эта игра, и понять, что именно она ждет и хочет увидеть.
Разработка концепта игры
Если главная идея утверждена, геймдизайнер разрабатывает концепт игры: собирает все идеи и наработки в единое целое. Для этого пишется специальный диздок (дизайн-документ), в котором прописывается основные моменты игры: сюжет, интерфейс, графика, персонажи, количество уровней, очки и награды, сеттинг (среда, в которой происходит действие игры: время, место, условия действия), визуальные и аудиоэффекты. Словом, как геймдизайнер представляет будущую игру – так это он и пишет в документе.
Создание концепта – это еще не все. Этот документ будут смотреть 100 500 человек и вносить свои изменения. Геймдизайнер должен быть готов к тому, что концепт придется переделать, а то и не раз.
Работа с инвесторами
Если концепт утвержден, его нужно презентовать потенциальному инвестору (или руководству, если студия финансирует разработку игр сама) и объяснить, почему в эту игру надо вложить деньги. Здесь потребуется знание экономики, маркетинга и умение убеждать. По сути, геймдизайнер выступает как менеджер и пиарщик своего проекта.
Для этого пишется еще один документ под названием питч. Он создается специально для того, чтобы заинтересовать инвестора. А также делается демоверсия игры – для наглядности.
Работа с командой
Как уже говорилось, в одиночку сложно разработать даже самую простенькую игру. Поэтому геймдизайнер – хоть работающий на себя (это называется инди), хоть в компании – должен уметь работать с командой.
Доносить до коллег и руководства свою точку зрения, ставить задачи, проводить мозговые штурмы и планерки, координировать работу коллег, оценивать промежуточные результаты работы, переделывать начатое, менять концепцию с учетом новых реалий, соблюдать сроки и многое другое.
Разработка игры
Собственно, то, ради чего все затевалось. Геймдизайнер лично следит за тем, как из дизайн-документа вырастает игра: воплощается в жизнь сюжет, создаются уровни, рисуются и оживают персонажи, появляются локации, рассчитывается внутренняя механика игры – очки, награды, дополнительные фишки, которые помогут пройти уровень. Из головы геймдизайнера игра претворяется в жизнь.
Тестирование
Прежде чем выпускать игру на рынок, ее нужно не раз протестировать, чтобы выявить баги и ошибки. Ошибки могут быть явными: игра лагает, и неочевидными. Например, разгораются жаркие споры по поводу костюма персонажа: ну не носили в Средние века такую одежду! Все эти “мелочи” нужно отследить и исправить.
Продвижение на рынок
Главная цель создания игры – заработать деньги. Самый простой способ – продавать игру на специализированных площадках онлайн или в розницу.
Есть и бесплатные игры, прибыль от которых идет с помощью внутренней валюты или реальных денег. Например, в соцсетях есть масса таких игр – бродилок, головоломок. Если игрок не может самостоятельно перейти на другой уровень – он тратит заработанные монеты внутри игры или расплачивается с помощью банковской карты.
Геймдизайнер совместно с инвесторами должен заранее продумать, каким образом игра будет продвигаться на рынок, какие рекламные каналы для этого задействовать, как именно можно будет заработать на игре и примерно сколько.
Вот стандартный список требований на вакансию “геймдизайнер”
Специализации и процесс создания игры
В сфере игрового дизайна есть несколько направлений:
- Геймдизайнер кор-геймплея занимается основным геймплеем игры.
- Гейм дизайнер мета-геймплея ответственен за открытие ударов, видов оружия, формирование прогрессий, механик, наград, начисление денег и опыта за проведенный бой. Он должен разбираться в экономике, чтобы в игре существовал баланс, а монеты правильно распределялись.
- Нарративный гейм дизайнер придумывает персонажей, их отношения друг с другом и характеры, пишет сценарии и тексты. Он интегрирует сюжет с применением механик игры. Обычно он же создает диалоги. Нарративный дизайнер должен вплести в механику игры историю так, чтобы не было никаких противоречий в готовом продукте.
- Гейм дизайнер контента встраивает новые сущности, настраивает их взаимодействие друг с другом и корректирует их поведение.
- Левел дизайнер делает уровни игры. Иногда эту специализацию совмещают с гейм дизайнером кор-геймплея, однако их задачи различаются. Дизайнер уровней создает гейм-карту, описывает состав миссии на формальном языке.
- Подготовка к производству: оформление концепт-документа; выбор средств, которые помогут реализовать проект; продумывание плана работ; процесс взаимодействия с художниками для создания стиля; решение вопросов о финансах.
- PRE-ALPHA. На текущем этапе формируют и утверждают дизайн-документ, в мельчайших подробностях описывающий игру. Его необходимо согласовать с заказчиком.
- Альфа-версия – важный период, во время которого реализуют составленный план и содержание игры. Игровой дизайнер активно взаимодействует с художниками и дизайнерами уровней, проводит контроль соответствия концепции, потому что должен обеспечиваться единый стиль проекта, его целостность. Анализируются результаты: первый уровень и демо-версия – их обычно публикуют в качестве рекламы новой игры.
- Бета-версия – этап, на котором игра почти готова. Гейм дизайнер взаимодействует с дизайнером миссий, участвует в тестировании. После этого вносятся необходимые изменения.
- Релиз – этап, в ходе которого гейм дизайнер не принимает активного участия.
- Затем после выхода готового продукта требуется поддержка для исправления выявленных ошибок. Для этой цели создаются патчи.
Обучение геймдизайну в России
До недавнего времени в России не обучали гейм-дизайнеров, но сейчас на рынке можно найти несколько образовательных программ. Учиться в России можно по программам, которые реализуют онлайн-университеты, школы интернет-профессий и даже классические вузы.
Курсы онлайн
Онлайн-курсы по геймдизайну реализуют школы интернет-профессий и онлайн-университеты. Обучение в среднем длится 6-8 месяцев, стоимость варьируется в зависимости от авторитета школы, насыщенности программы, количества лекторов. Будущие гейм-дизайнеры учатся создавать сюжет игры, строить игровое пространство, делать прототипы и создавать шаблоны интерфейсов, участвовать в разработке и продвижении игры.
Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц
Один из наших лучших авторов написал отличную статью о том, как зарабатывают в игровой индустрии тысячи людей в интернете. Читайте материал с отзывами людей о лучших играх для выигрыша денег.
Школы и вузы
В вузах гейм-дизайнеров готовят по программам бакалавриата:
- «Геймдизайн и виртуальная реальность» (реализуется только в НИУ ВШЭ);
- «Анимация и графика игр»;
- «Художник анимации и графики»;
- «IT в медиаиндустрии» ;
- «Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии» ;
- «Режиссер анимации и компьютерной графики»;
- «Анимация и иллюстрация».
Студентов учат разрабатывать основу игры, продумывать концепцию, составлять и редактировать дизайн-документ, контролировать процесс разработки, участвовать в составлении технической документации. Программы дают навыки работы в графических редакторах, понимание техники создания персонажей компьютерных игр и окружения.
Обучение в университете имеет свои особенности. Придется пройти вступительные испытания и конкурс, вовремя сдавать сессии и учить немало общих предметов. Но информация дается более структурировано, доступны сложные коллективные модели обучения, можно быстрее наладить контакт с практикующими специалистами (по сравнению с самообразованием).
За гораздо более короткий срок гейм-дизайнеров готовят частные школы. Обучение очное, для поступления не нужно сдавать экзамены или проходить творческие испытания. Студенты осваивают ту же программу, что в вузе, только в гораздо более сжатом виде. Также исключаются общие предметы (философия, психология, русский язык), которые приходится учить в вузе.
Что нужно сдавать на гейм-дизайнера
Для поступления на гейм-дизайнера сдавать нужно ЕГЭ по русскому и литературе («Геймдизайн и виртуальная реальность»). Дополнительно проводится собеседование и творческий конкурс. В качестве вступительного проекта абитуриенты могут продемонстрировать серию персонажей для компьютерной игры, настольную игру с оригинальными правилами, несколько зарисовок игровых экранов с элементами интерфейса или карту игрового уровня с отмеченными местами и описанием игровых событий.
https://youtube.com/watch?v=xn9kPuzxgfI
Процесс обучения
Если осваивать профессию гейм-дизайнера с нуля, то не следует сразу же поступать в вуз. Оптимальным вариантом станет обучение на специализированных курсах, которые проводят в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. После получения документа об их окончании можно начинать поиск подходящего вуза.
Список лучших учебных заведений:
- Российский новый университет;
- Московский государственный университет геодезии и картографии;
- Институт бизнеса и дизайна;
- Московский государственный университет связи и информатики;
- Московский гуманитарный университет.
Гейм-дизайнер — это интересная и востребованная профессия. Её представители разрабатывают компьютерные игры, которые помогают людям разнообразить свой досуг. За это специалисты получают хорошую зарплату и возможность заниматься любимым делом.
Плюсы и минусы профессии
Профессия гейм-дизайнера очень интересная и сложная, но, как и любая другая, имеет положительные и отрицательные стороны. Давайте их разберем.
Плюсы:
- востребованность на рынке труда;
- высокая заработная плата при наличии хорошего портфолио и опыта;
- возможность карьерного роста;
- развитие в команде единомышленников;
- возможность сотрудничать с заказчиками со всего мира;
- возможность работать удаленно.
Минусы:
- ненормированный рабочий день;
- сидячая работа, постоянно за компьютером;
- необходимость усваивать большие объемы информации;
- рутинная работа;
- постоянная прокачка и развитие профессиональных навыков;
- одному трудно и невыгодно работать.
Кто такой гейм дизайнер?
Гейм дизайнер – это специалист, который разрабатывает компьютерные игры и полностью отвечает за оформление проектов. Новички нередко думают, что в обязанности входит только игровой процесс и улучшение уже существующих игр. Но это в корне не верно.
Гейм дизайнер должен любить игры и понимать, из каких элементов они собраны и как функционируют. Он своего рода кинорежиссер и продакт-менеджер в одном лице.
Ведь каждая игра начинается с какой-то неопределенной идеи. Именно ее гейм дизайнер должен воплотить в жизнь. Четко продумать все варианты взаимодействия персонажей игры с пользователями.
Гейм дизайнер создает начальный концепт-документ, в котором описывается игровой процесс, финансирование разработки. После утверждения проекта набирается команда профессионалов.
По мере работы над проектом в начальный концепт-документ вносятся корректировки с пожеланиями разработчика.
На стадии тестирования гейм дизайнер принимает активное участие в испытаниях компьютерной игры. Вносит корректировки и рекомендации для работы специалистов.
Итак, в обязанности гейм дизайнера входит выполнение следующих задач:
- Разработка самой идеи.
- Составление плана работы отдельных специалистов или отделов.
- Контроль за выполнением плана и соблюдение сроков.
- Участие в подготовке технической документации.
Специализация гейм дизайнеров
На самом деле, гейм дизайнер – достаточно широкое понятие. В небольших компаниях по разработке игр он может работать только с программистом. Гейм дизайнер создает игру и контролирует работу такой небольшой команды.
В крупных компаниях у гейм дизайнеров различают несколько специализаций. По сути, каждое направление – это смежная профессия. Игровой дизайн разрабатывается параллельно в различных сегментах: дизайн миров и отдельных локаций, создание персонажей, игровых текстов, включающих диалоги, различные оповещения.
Различают следующие специализации гейм дизайнеров:
- Механик – отвечает за игровой опыт в целом и обозначает правила игры.
- Математик – отвечает за игровую экономику, рассчитывает баланс, различные события и проектирует другие математические события.
- Дизайнер уровней – отвечает за дизайн уровней, игровую карту, на которой отмечены объекты, за различные события на каждом уровне.
- Нарративный дизайнер – отвечает за дизайн повествовательных механик игры: создает тексты и сценарии, за характеристики и взаимодействие персонажей. Он объединяет сценарий и игровой опыт.
- Системный дизайнер – создает общие правила игры и отвечает за баланс игровых механик.
- Дизайнер интерфейсов – отвечает за создание игровых компонентов, которые помогают игрокам понять информацию и использовать ее в игре.
Кроме этого, в команде могут быть специалисты других направлений, например, по монетизации, тестированию и продвижению готовой игры.
Зарплата и востребованность
Еще несколько лет назад профессия гейм-дизайнера была далеко не самой востребованной в нашей стране, да и в общемировом масштабе до 2018-го года наблюдался спад востребованности игровых дизайнеров.
Вот как выглядела статистика вакансий для гейм-дизайнеров в США по данным сайта Recruiter
Но в последние годы ситуация начала стремительно меняться. Этому способствует активное развитие технологий, которые открывают новые возможности для создания игрового контента. И даже общий экономический спад 2020-го года, вызванный пандемией, не сбавил обороты геймдева, ведь пользователи стали еще больше времени проводить за экранами своих гаджетов.
Если говорить о российском рынке, то и здесь наблюдается рост востребованности гейм-дизайнеров, поскольку появилось больше компаний, которые сотрудничают с иностранными спонсорами, занимаются разработкой мобильных игр на удаленке.
По данным CareerExplorer рынок вакансий для гейм дизайнеров к 2026-му году вырастет на 9,3%.
Ну а теперь к самому интересному – к зарплатам! Сколько зарабатывает разработчик игр с России и за границей?
Сервис RussiaTrud о том, что средняя зарплата игрового дизайнера в России составляет около 60 тыс. рублей в месяц. Естественно, размер зарплаты будет сильно зависеть от уровня знаний специалиста и компании, в которой он работает. Так, новички с минимальным опытом работы или без него могут претендовать на позиции с зарплатой от 35 тыс. рублей. Хотя многие компании сначала зовут таких соискателей на бесплатные стажировки.
Вот пример требований и условий работы для специалиста уровня Junior с сайта HeadHunter:
Специалисты уровня middle и выше, с опытом, хорошим резюме и портфолио имеют гораздо больше – их зарплаты в столице обычно стартуют от 100 тыс. рублей, и могут достигать 200-250 тыс. рублей.
Вот несколько примеров вакансий для опытных игровых дизайнеров:
На западном рынке ситуация с зарплатами, как обычно, повеселее.
Согласно данным сервиса Glassdoor геймдизайнеры в США зарабатывают около 70 тыс. долларов в год
Ресурс www.gamedesigning.org поделился также интересной информацией о зарплатах дизайнеров в топовых компаниях по разработке игр:
- BioWare – около 57 тыс. долларов (54 — 61 000);
- Zynga – около 79 тыс. долларов (56 718 — 97 793);
- Electronic Arts – около 69 тыс. долларов (42 116 — 98 155);
- Valve Corporation – 120-130 тыс. долларов;
- Gameloft – около 58 тыс. долларов (50 000 — 65 195);
- Rockstar Games – около 84 тыс. долларов (51 000 — 103 000);
- Корпорация Microsoft – около 110 тыс. долларов (101078 — 119 525);
- Naughty Dog Inc – около 90 тыс. долларов (60 960 — 147 320);
- Activision Blizzard – около 72 тыс. долларов (58 438 — 97 479);
- Ubisoft – около 83 тыс. долларов (75 848 — 87 000).
На этом же ресурсе можно найти информацию о том, как меняются зарплаты игровых дизайнеров на западном рынке в зависимости от опыта и квалификации. Так, в 2021-м году новички с минимальным опытом смогут претендовать на 60 тыс. долларов в год. Ощутимое повышение зарплаты происходит либо ближе к 10-летнему стажу – до 70 тыс. долларов, либо при получении должности ведущего дизайнера – до 77 тыс. долларов в год среди новичков.
Опытные лиды со стажем работы в video game design от 5 лет, могут претендовать в среднем на 86 тыс. долларов в год
И что теперь?
Как бы пафосно и заезжено это ни звучало, но теперь всё в ваших руках. Вам, в конечном итоге, выбирать, с какой профессией связать свою жизнь и получать от нее удовольствие. Главное – знайте: если вам кажется, что дорога в геймдизайн для вас закрыта, то это вам только кажется.
Во-первых, этой индустрии нужны разные специалисты, не только дизайнеры и разработчики. Кроме того, в процессе работы вы сможете приобрести навыки других специальностей (а точнее, точно приобретете). Это поможет вам стать по-настоящему крутым специалистом в гейм-дизайне и может значительно поднять чек за вашу работу.
Обязанности геймдизайнеров
В обязанности геймдизайнера обычно входит:
- отрисовка интерфейсов;
- разработка игровых локаций, графического контента и различных фич;
- составление математической модели проекта;
- расчет экономики и баланса игры, оптимизация игровых метрик;
- улучшение баланса и игровой механики в готовых проектах;
- работа с игровой БД, настройка игровых элементов;
Иногда задачи могут также включать в себя:
- разработка GD-документации (GDD, концепты, ТЗ, питчи и других);
- отладка геймплея, тестирование функционала;
- анализ целевой аудитории, генерация идей по её удержанию;
- участие в монетизации игр.